Правду о ситуации в современной системе школьного образования знает на удивление не так много людей: крупные чиновники видят ее через радужные страницы отчетов; чиновники рангом поменьше судят о ней по специально для них подготавливаемым мероприятиям и открытым урокам; а родителей зачастую эти вопросы вообще не интересуют, пока с их ребенком не случится что-нибудь из ряда вон выходящее. Получается, что правду о ситуации в обычных городских школах знают, пожалуй, только те, кто там работает. Поэтому, основываясь на рассказах школьных учителей, мы публикуем данный очерк, характеризующий ситуацию в одной из типичных средних общеобразовательных школ города Красноярска с количеством детей около 500 (в основном это дети из семей со средним и низким достатком) и учителей около 50, чтобы на этом примере показать истинное положение вещей в современной системе школьного образования.
Переход на подушевое финансирование школ, согласно ФЗ - 83, никоим образом не улучшил материального положения описываемого учреждения, так как фактически школа имеет недокомплект учащихся. До набирания «полной мощности» учреждению не хватает около сотни учеников. Однако исправить эту ситуацию не так-то просто: большинство учеников забирают себе близлежащие элитные гимназии и лицеи. Недостаток финансирования приводит к тому, что выделяемые средства расходуются на необходимые ремонты, то есть на «залатывание дыр», в то время как на обновление и закупку нового учебного оборудования средств попросту не хватает. А материально-техническая база школы явно не способствует активному внедрению ФГОСа, упор в котором делается на использовании информационно-компьютерных технологий, цифровых образовательных ресурсов и проектных методов обучения. В распоряжении учителей средней и старшей школы (кабинеты начальной школы в 2011-2012 г. оснащены необходимым оборудованием) имеется 1 медиа класс, для проведения урока в котором необходима предварительная запись. Проекторы и необходимая для них аппаратуру находится еще в 3 кабинетах. Естественно, что учителя, прикрепленные к этим кабинетам, редко кого пускают к себе провести урок. Неудивительно, что такая ситуация приводит к конфликтам между учителями, желающими одновременно попасть в медиа-класс. В итоге таких конфликтов проигравшая сторона вынуждена объяснять учащимся, что называется, «на пальцах». Вот такие вот технологии, « …позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности» (Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования)...
В условиях недокомплекта школа вынуждена брать себе тех учеников, от которых отказались другие учреждения. Что при неэффективной работе школьной социальной службы явно не способствует росту дисциплины в классах. К слову сказать, социальный педагог меняется в школе каждый год, при этом ни один из занимавших эту должность не имел надлежащего образования.
Зарплата учителя отдельная, очень грустная песня. В 2010 г. зарплата молодого специалиста имеющего 1 ставку ( 18 часов в неделю) равнялась 6500 т. рублей! И это при прожиточном минимуме в Красноярском крае среди трудоспособного населения на 1-й квартал 2010 г. - 6723.Комментарии, думаем, излишни. Переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 1 сентября 2011 немного изменил ситуацию, так молодой специалист в 2011- 2012 учебном году получал за 1 ставку около 9000 т. рублей.
При прожиточном минимуме на 1-й квартал 2012 - 7700. Что тоже немногим лучше. Средняя же зарплата учителя со стажем, имеющего 1 ставку, составила 13000 - 14000 т. рублей. Поэтому
официальные цифры о средней заработной плате учителей в 23000 в 2012 г. похожи на среднюю температуру по больнице. Введение НСОТ поставило перед учительским коллективом массу новых проблем. Во-первых, те критерии, с помощью которых в передовых школах определяются начисления стимулирующих выплат к зарплате, оказались в большей степени не пригодными для данного учреждения. Так, для учителей передовых школ (в большинстве которых имеется перекомплект учащихся) важным критерием для начисления стимулирующих выплат является организация детей для участия в районных, городских, краевых и прочих олимпиадах. В условиях же описываемой школы, когда количество учеников, активно участвующих в различных конкурсах и олимпиадах, не превышает нескольких десятков, данный критерий менее актуален. Более актуальным критерием было бы, скажем, уменьшение числа прогулов учащимися уроков, однако, в положении по НСОТ такие критерии не предусмотрены. Выходит, что НСОТ не учитывает специфику конкретных учреждений. Во-вторых, НСОТ ставит каждого учителя в конкурирующую позицию по отношению к другому, ведь фонд стимулирующих выплат ограничен. И чем больше получит один, тем меньше получит другой. А внедрение законов рынка в образование не может положительным образом сказаться на воспитании и обучении детей.
Низкие заработки, трудности с дисциплиной в школе, горы отчетов - все это приводит к тому, что в учреждении не задерживаются как молодые специалисты, так и работники со стажем. За 2010 - 2011 учебный год из школы ушло 3 молодых специалиста. За 2011 - 2012 г. уволилось 3 учителя в течении года и 4 в течении летнего отпуска!
Текучесть кадров и низкий уровень дисциплины в свою очередь приводят к невысокой успеваемости среди учащихся, с которой администрация школы борется типично бюрократическим методом. А именно по схеме «главное чтобы на бумаге все было хорошо». Выполняется данная схема через указания: «двойки не ставить, или ставить по минимуму»; а тем, кто когда-то учился на четыре, «не ставить тройки». Приводит это к формированию у учащихся иждивенческой и пассивной жизненной позиции: «зачем учиться, тройку все равно поставят».
Вот такая вот коллизия на фоне фанфар и восторженных речей о модернизации современного образования на августовских педагогических совещаниях.
Андрей Воронин