Generation Last - I или Как начиналось это (Первая часть)

Jan 11, 2011 16:32

В порядке введения

Разрозненные воспоминания, противоречивые впечатления, неоднозначные эмоции… теперь, когда большая часть работы проделана, все эти элементы, постепенно приводимые в порядок сознанием, складываются в своеобразную мозаику. Ее неопределенные сюжеты, лишенные четкости внутреннего смысла, предоставляют созерцателю большое поле для ( Read more... )

реформа, высшее образование, болонский процесс

Leave a comment

Про перечень... l_dozent January 14 2011, 19:37:45 UTC

Перечень оставшихся специальностей - отдельная интересная тема для выводов. Полностью он называется "Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист" (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136) (с изменениями от 28 сентября 2010 г.)" (именно эту дату я имел в виду под словами "совсем недавно"), приведен здесь.
Простой поверхностный анализ показывает, что содержит этот документ главным образом специальности, связанные с медициной, культурой (видимо, в связи с особым характером подготовки специалистов в этих укрупненных группах специальностией) и национальной безопасностью в самом широком смысле (видимо, именно этим объясняется обилие в нем технических специальностей, связанными с военным делом, оборонкой и энергетикой, а также сопряженными с высоким
риском джля жизни, например, Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей - 162300, ибо бакалавр за штурвалом самолета - верная смерть даже для "кукурузника"). Однако попадаются и специальности, не связанные с упомянутыми отраслями:
Астрономия 011500
Юриспруденция 030900
Журналистика 031300
Лингвистика 035700
Экономика 080100
Менеджмент 080200 и проч.
Их наличие указывает, что особо четких критериев при составлении перечня не применялось, что является поводом для слухов и залогом для дальнейшего беспрепятственного изменения перечня в сторону увеличения пунктов. к слову, пункты в документе выделены как-то странно, например, в п. 24. указаны Медицинская кибернетика 060609 вместе с Музыкально-театральным искусством 070200, надеюсь, что это не признак интеллектуальной деэволюции авторов документа, а всё же ошибка форматирования. Или я чего-то недопонял. Психология, кстати, тоже осталась, и не только клиническая:
"Психология 030300
7.Психология служебной деятельности 030301
Клиническая психология 030400
8.Клиническая психология 030401"
Вот...
И вот вопрос еще такой, самый главный, наверное, риторический: если мы с вами все переходим на двухуровневую систему в соответствии с условиями "болонского процесса", то разве само существование этого перечня не дезавуирует данный переход? Разве это формально не нарушение международных договоренностей? Или переходим все - от актеров до ядерщиков, или переходим по желанию, или вообще не переходим.

Reply

Re: Про перечень... pphantom January 14 2011, 20:43:19 UTC
Ну, с научными специальностями (с которых этот список начинается) все достаточно просто.

Когда "болонский процесс" только начинался, министерство озвучило совершенно бредовую идею, механически скопированную "оттуда" - в научных областях сделать два вида бакалавров: "бакалавр естественных наук" и "бакалавр гуманитарных наук".

В принципе, это было бы даже более-менее нормально, если учитывать, что бакалавр в понимании среднего европейского университета должен знать и уметь примерно столько же, сколько у нас - выпускник хорошей специализированной школы. Однако это планировалось наложить на российские реалии, и тогда для собственно профессиональной подготовки оставались бы два года магистратуры.

После долгих препирательств было решено, что это все-таки слишком, и "бакалавр естественных наук" развалился на бакалавров математики, физики, химии и т.п. В большинстве случаев этого вполне достаточно, однако остаются сравнительно редкие "промежуточные" специальности, которые невозможно отнести к какому-то крупному гнезду, но которые в то же время нельзя изучить и за два года магистратуры.

У них, как правило, есть общие свойства. Во-первых, именно в этих областях с наукой в России ситуация сравнительно хорошая (насколько это возможно) - собственно, само наличие таких "специфических" направлений подготовки означает, что они кому-то до сих пор нужны. Во-вторых, во всех таких случаях речь идет о ведущих университетах страны, которые все же достаточно влиятельны. В-третьих, количество студентов по каждой такой специальности не превышает нескольких сотен человек, т.е. на общем фоне это мелкая и незаметная поправка.

Ну и в итоге кому-то, слава богам, хватило соображения понять, что гробить все это ради абстрактного принципа не стоит.

Reply

Re: Про перечень... savin_e January 14 2011, 22:58:58 UTC
Спасибо за ссылку на постановление: я наконец понял откуда идут у нас разговоры о продленном бакалавриате для пед. образования.
Что до самого перечня, то там все верно. Сначала, без номера, идет направление подготовки, а под номером - та специальность из данного направления по которой разрешен специалитет. Кстати, сразу очевидна тенденция: очень много "специалистов" отсудили себе силовики. Например, в "журналистике" за специалистом оставлена лишь военная журналистика. У психологов - психология служебной деятельности (я видел стандарт: это фактически психолог для силовых ведомств).

Reply

Re: Про перечень... l_dozent January 19 2011, 10:18:27 UTC
Мне теперь все стало понятно в этом документе. Там допущена ошибка форматирования, для устранения которой надо либо поднять на одну позицию столбец с номерами (самый левый), либо опустить перечень наименований также на одну позицию. Если не делать скидку на криворукость редакторов документа можно, подобно мне, пасть жертвой "когнитивного диссонанса" :-))) Теперь всё становится на свои места: под номером - направление (с нулями в последних разрядах), далее - специальность. А ведь Путин подписал, наверное, неглядя! :-)
Думаю, тут не сами силовики "отсудили", а государство заинтересовано, чтобы его безопасностью занимались профессионалы с дипломом специалиста, а не недоделанные бакалавры...

Reply


Leave a comment

Up