Сегодня на заседании Президиума Правительства РФ (
ссылка):
Там, где активно проводятся такие реформы, растут заработные платы и учителей, и врачей, повышается качество услуг для граждан.
Вместе с тем нельзя не замечать и серьёзных проблем. И федеральному центру, и регионам нужно обратить на них особое внимание, учесть при постановке задач на 2011 год.
О чем идёт речь? Первое. Несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему недопустимо высоки неэффективные бюджетные расходы - мы уже об этом говорили несколько раз, - и особенно это заметно в образовании и здравоохранении, причём просматривается негативная зависимость: чем больше мы вкладываем в эти сферы, тем выше объёмы неэффективных трат.
В 2009 году общий объём неэффективных, пустых, по сути, расходов региональных и муниципальных бюджетов составил - вы знаете, когда вот понемножку, всё кажется обоснованно, всё вроде бы и ничего: там немножко, здесь немножко - в целом по стране 415 млрд рублей, в том числе в образовании - 142 млрд рублей! Для примера: на эти деньги можно было бы в среднем на 27% увеличить зарплаты педагогов или построить почти 400 новых школ.
В 28 регионах переход на новые системы оплаты труда в здравоохранении вовсе ещё не начат. Механизмы одноканального финансирования здравоохранения до сих пор не используются в 47 субъектах Федерации. В 8 регионах страны даже не приступали к внедрению подушевого финансирования образовательных учреждений. В бюджетной сфере сохраняются низкая производительность труда, неэффективная структура занятости и старые методы хозяйствования. Как результат - все ещё недопустимо низкий уровень оплаты труда и качество предоставляемых услуг в ряде регионов страны. Структура занятости печальная.
В сфере образования - так, для примера - доля так называемого прочего персонала (административные должности, бухгалтерия, хозяйственные службы и так далее) составляет практически 50% от общей численности сотрудников, работающих в школах. В советские времена такого не было ни в здравоохранении, ни в образовании. Что это означает? Это означает, что значительная часть средств фактически расходуется не на образовательный процесс в данном случае, а на обеспечивающую деятельность.
(выделение мое - А.Ш.)
Медленно идет процесс прозрения. Страшно тяжелы веки. Но... (будем надеяться).