Ну, что, дочитала я этот 200-страничный труд... Неоднозначное впечатление. Слишком много изменили, слишком много напихали в этот закон, в том числе и то, что вполне могло остаться в виде сопутствующих законов, постановлений, положений и т.д. Например, вот эти многостраничные статьи вполне могли бы стать отдельными документами:
Статья 160. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования
Статья 161. Особенности реализации образовательных программ в области искусства
Статья 162. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Статья 163. Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями), образовательными учреждениями религиозных организаций
В общем, винегрет получился не вполне съедобным.
Если воспринимать текст закона как структурированную систему, то тест на полноту, непротиворечивость, согласованность, безизбыточность и т.п. он не прошел. ОЧЕНЬ СЫРОЙ ДОКУМЕНТ! За что платили деньги - непонятно. А ведь, раз эту работу выполняли на конкурсной основе, то и акт МОН подмахнул. Впрочем, знаю я, как они акты подписывают...
Ладно, теперь о сути. Когда я читала текст, особое внимание обращала на ряд моментов, которые меня интересовали в первую очередь:
- вопросы воспитания в образовании;
- вопросы качества образования;
- новшества;
- ДПО.
Сегодня хочу кратко изложить свои впечатления по первому пункту.
Во-первых, существенно изменили сам термин "образование". Вот как он звучит в пока еще действующем законе:
"Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)."
А вот как в новом:
"Образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности"
И тут же расшифровываются оба термина:
"Воспитание - систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами.
Обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей"
Вроде все замечательно. Но дальше начинается полный бардак с терминологией. Когда говорится про документы об ОБРАЗОВАНИИ, об оценке ОБРАЗОВАНИЯ, об ответственности государства - черт ногу сломит, что имеется в виду и куда при этом исчезает воспитательная компонента. Наиболее яркий пример:
"В Российской Федерации образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования" (Статья 21, п.1)
Все основные упоминания носят декларативно-лозунговый характер, который, естественно, работать не будет и никакого практического смысла не имеет. Особенно позабавили перлы вроде:
"Обучающиеся обязаны: … заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию" (Статья 44, п.1)
Чуть-чуть получше с описанием распределения воспитательной составляющей по образовательным программам (их структура, кстати, тоже изменилась):
Программы
Общеобразовательные
Профессиональные
Основные
+
+
Дополнительные
+
-
Логично, не поспоришь. Но когда начинаешь копать вглубь, опять всплывает недостаточная проработанность в рамках каждой из упомянутых программ.
Кстати, зафиксирована ответственность за воспитание - по-прежнему за это отвечают родители. Но этот вопрос мы уже
как-то обсуждали.
Выводы - если сказали "А", то нужно доводить до последней буквы алфавита. Разработчики явно не владеют методами структуризации и согласования информации. Текст не выдержал даже поверхностной проверки по единственному критерию. Стыдно, господа! А ведь речь идет о крайне важной составляющей образования!