Инновации: Задачи бизнесаПровозглашенный императив технологической модернизации страны требует разобраться в том, почему Россия вытесняется на периферию мирового технологического развития, несмотря на свой высокий научный потенциал и серьезные вложения в науку. Для перелома этой тенденции нужны институциональные изменения, которые можно определить исходя из понимания роли бизнеса и государства в обеспечении технологического развития страны.
Читать целикомЭта статья в блогах[
?]
tseitlin,
dotbarsik Зацепилась за интересную цитату: "Учитывая подобный положительный опыт, государство могло бы сделать почти всю прикладную науку корпоративной - путем приватизации отраслевых НИИ, их продажи частному бизнесу или передачи госкорпорациям". То, что бизнесу есть что предложить современным научным организациям - бесспорно. Методики, подходы, инструменты для управления и организации работ, экспертиза результатов и т.д.
Сама идея (хоть Авторы и признают ее не самой удачной для России) не лишена здравого смысла. Прикладная наука должна быть нацелена на коммерциализацию результатов. Но для вузов это пошло бы вразрез с общей тенденцией к их финансовой самостоятельности. Если развивать прикладную науку в вузах, то, в любом случае, необходимы способы взаимодействия с рынком. Иначе, кому продавать? И что именно производить? В деловом мире таких инструментов множество. Давно отточенных, настроенных, удобных.
Но проблема адаптации бизнес-практик к академической среде, мягко выражаясь, непроста. Сегодня чаще можно встретить взаимодействия бизнеса и вуза на уровне поставок или выполнения работ по контрактам. При этом у бизнеса свои цели, не имеющие отношения к задачам вуза, у вуза (и отдельных его представителей, отвечающих за конкретный контракт) - другие. Разные подходы к работе, разный язык - все это приводит к взаимному недопониманию. Если же взять обратную ситуацию, когда бизнес заказывает вузу, к примеру, те же прикладные исследования, проблем еще больше. Жесткие требования одной стороны наталкиваются на бюрократию, инертность и отсутствие навыков управления проектами другой. И Авторы об этом упоминают: "Однако, заказывая исследования и разработки, наш бизнес зачастую не получает нужного результата. У институтов-исполнителей, как правило, устаревшее оборудование, непонимание целей заказчика, неумение сконцентрироваться на его интересах, высокие накладные расходы, долгие бюрократические согласования. В результате нацелившийся на инновации бизнес вынужден создавать собственный научный центр. А это риск и затраты, позволительные лишь крупным компаниям."
Не скрою, радует, что такие проблемы ставятся. А еще больше радует, что ставятся они этими двумя сторонами одновременно и в полном согласии - достаточно посмотреть на Авторов. Буду ждать продолжения.