А. Фурсенко: слово и дело

Feb 20, 2010 22:07

Как-то в новостях натолкнулся на такую вот заметку о предупреждении от министра образования о ближайшем ухудшении демографической ситуации среди потенциально студенческого поколения:

"По словам руководителя Минобрнауки Андрея Фурсенко, через несколько лет количество учащихся высших учебных заведений уменьшится в два раза.

«Это связано с демографией, она меняется катастрофически в худшую сторону. Через три - четыре года в стране будет вдвое меньше студентов, чем сейчас», - отметил министр.

Согласно прогнозам ведомства, к 2012 году число выпускников школ сократится примерно на 600 тысяч человек (с 1,3 миллиона до 700 тысяч).

«Очень сложно найти сильных ребят и обеспечить прием должного количества в вузы», - добавил глава министерства. «Нет студентов - нет работы для преподавателей. Это тема, которую надо держать в голове», - отметил он."

Подробнее: http://news.mail.ru/society/3222204/

Ни для кого кроме, пожалуй, министра это откровением не было. Но оставим пока данное "открытие" в сторонке и обратимся к самой простой образовательной статистике.

Следует сразу отметить, что считать в Минобрнауки не любят, считают, как бог на душу положит, а иногда складывается впечатление, что вовсе не умеют это делать. Другими словами, со статистикой в нашем образовании, по крайней мере, высшем дело из рук вон плохо обстоит. Мне так кажется. Посмотрим показатель "Число университетов (по 2004 г. вкл.), единица, на начало учебного года" в ЦСБД Госкомстата (gks.ru), что видим:

1992 52
1993 57
1994 72
1995 75
1996 81
1997 87
1998 91
1999 91
2000 66
2001 68
2002 70
2003 70
2004 73

Вы можете поверить, что в 2004 году в стране было 73 университета? Нет? И правильно, торопиться не надо. Потому что сайт Статистики образования (stat.edu.ru), поддерживаемый ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика", показывает нам на этот счет совсем другие цифры:

1992 52
1993 57
1994 72
1995 75
1996 81
1997 87
1998 91
1999 91
2001 88
2002 70
2003 72
2004 328

Не знаю, как это произошло, но видимо чиновники сами удивились, как это у них за год число университетов выросло с 72 до 328 штук, и совсем оставили попытки разобраться со своим хозяйством - после 2004 года статистика в разрезе университетов нам уже недоступна.

Но возвращаясь теперь к теме демографии и численности вузов, более полезной для нас окажется другая статистика. Вот данные в разрезе "Число государственных (муниципальных) высших учебных заведений, единица, на начало учебного года":

1992 535
1993 548
1994 553
1995 569
1996 573
1997 578
1998 580
1999 590
2000 607
2001 621
2002 655
2003 652
2004 662
2005 655
2006 660
2007 658
2008 660
2009 662

А вот данные по негосударственным вузам, "Число негосударственных высших учебных заведений, единица, на начало учебного года":

1994 157
1995 193
1996 244
1997 302
1998 334
1999 349
2000 358
2001 387
2002 384
2003 392
2004 409
2005 413
2006 430
2007 450
2008 474
2009 452

Итак, мы видим, что все последние годы численность как государственных, так и частных вузов неуклонно возрастала, а последние годы стабилизировалась на отметке порядка 1100. Но следует отметить, что при этом число филиалов вузов продолжало расти. Таким образом ситуация с заполняемостью вузов неуклонно ухудшалась (в среднем). И при нынешней политике министерства ситуация будет усугубляться.

Сама же ситуация оказывается перевернутой с ног на голову. Вместо того, чтобы студенты (абитуриенты) конкурировали между собой за возможность учиться, сегодня (и уже давно) за студентов (и абитуриентов) меж собой конкурируют вузы, - кому удастся обеспечить большую заполняемость (набор), тот и обеспечил себе возможность еще хоть сколько-то времени на поверхности побарахтаться. Трудно поверить, что в министерстве не замечают данной тенденции и не могли предсказать наступление подобной ситуации несколько лет назад, чтобы привести свою политику по лицензированию вузов в соответствие с объективной демографической ситуацией, наступление которой именно в это время было очевидным и прогнозируемым еще десять лет назад. Трудно себе представить, что нельзя все это было уложить себе в голову, когда это действительно необходимо было сделать, уложить и не выпускать.

Поэтому и сегодня с трудом верится в желание министра наконец-таки обратить внимание на "тему и держать ее в голове". Да и как можно что-то держать в голове, когда в ней разруха? Вот с клозетами (имею в виду министерские, конечно, не вузовские) теперь у нас полный порядок. А с головами... беда.

P.S. В принципе, случись такая ситуация в какой другой стране, то, может быть, ее можно было временно решить за счет т.н. экспорта образования. Т.е. за счет привлечения в вузы студентов из других стран. Но это уж точно история не про нас.

образование, университет, вуз, министерство образования, фурсенко

Previous post Next post
Up