"Сегодня "Российская газета" публикует уникальный документ: указ президента, который принят по инициативе общественной организации."
Так начинается статья-комментарий в "РГ" к одному очень любопытному и действительно "уникальному" указу президента о реформе юридического образования. Текст указа приводится
в предыдущем посте, а полный текст статьи (заслуживает того!) дадим здесь. Кстати, ранее мы уже частично обсуждали эту тему,
здесь. Сейчас вот возвращаемся, так как, как говорится, сказка таки стала былью. Итак, текст статьи (курсив и жирный шрифт внутри текста - мои):
"Его цель не просто прекратить выпуск юристов-недоучек, но повысить правовую культуру в стране. (А вы почитайте, почитайте текст указа) Чтобы мы могли жить по закону, в государстве должны быть люди, которые умеют закон защищать. (Не следует ли тут сделать вывод, что сейчас таких людей пока нет?)
Вообще этот указ, по мнению многих экспертов, - наглядный пример того, как должны строиться отношения между гражданским обществом и властью. Юридическое сообщество давно бьет тревогу - диплом законника можно получить где угодно, и даже недорого. Однако о качестве такого образования можно забыть. (Странно, правда, слышать такие речи от тех, кто призван обеспечивать соблюдение закона на территории страны) Профессионалов услышали, как говорится, на самом верху и самое главное - им же поручили искать выход. А правительство должно оказывать полное содействие общественной организации - Ассоциации юристов России. (и, следует полагать, продолжать содержать за народные деньги совершенно беспомощное и бесполезное министерство образования и науки, которое и допустило подобную ситуацию не только в части образования законников, но и вообще всех и вся специалистов, которых только придумать можно).
Проблема касается всех нас. В конце концов именно сегодняшние студенты завтра будут решать судьбу страны и ее граждан. Кто-то станет судить, кто-то защищать.
А в чей-то кабинет человека приведут под конвоем. Кто встретит его в высоком кресле под гербом? Недоучка, получивший диплом за деньги, или профессионал с ясной головой и честным сердцем? (Престранная логика, не правда ли? Каким образом, интересно знать, соотносятся профессиональные и моральные качества человека?) Второй вариант - мечта, первый - большая неприятность.
- Сегодня система юридического образования остается далеко не безупречна, - сказал министр юстиции, член президиума Ассоциации юристов России Александр Коновалов. - Усовершенствование деятельности юридических вузов должно стать стартовым этапом большой работы по реструктуризации юридической профессии в целом.
Теперь глава государства поручил подготовить меры по повышению качества юридического образования. Среди основных предложений, которые выдвигает Ассоциация юристов, - установить перечень должностей, для которых необходимо юридическое образование.
- В перечень должностей, требующих обязательной юридической квалификации, должны войти губернаторы, главы администраций и все госслужащие, кто участвует в разработке и принятии нормативных документов, - поделился с корреспондентом "РГ" своими взглядами член президиума АЮР, профессор РАГС при президенте РФ, доктор юридических наук Дмитрий Шумков. (Ну, полный же бред! Надо тогда ещё и законодательно закрепить, что и президентом с премьер-министром могут быть только юристы. И, главное, кто это говорит?!) - Необходимо создать квалификационную кадровую комиссию, которая бы принимала у них экзамены перед назначением. Нет смысла требовать, чтобы у кандидатов на должности, скажем, мэров или губернаторов было высшее юридическое образование. Но перед назначением они должны проходить подготовку на специальных курсах в ведущих юридических вузах страны. (Хотел бы я посмотреть на того губернатора, которого назначит президент, и который "не сдаст" экзамен по юриспруденции. Хотел бы посмотреть на того горе-профессора, который этот экзамен не примет. С другой стороны, какой хороший административный и, главное, "беспристрастный" (ещё один) рычаг в руках у власти будет. А ну как какой-то неугодный кандидат на выборах таки в мэры пролезет, как его завернуть, чтобы все по закону было? Да теперь очень просто (пока ещё это идеи, он следует заметить, что у нас в последнее время подобные идеи очень быстро становятся реальностью). Экзамен ему с пристрастием устроить, и все дела. Неужели крючкотворы от правоведения не найдут способ завалить (вот тут задумался, в кавычках или без слово писать? :) ) "неуча"?)
В качестве примера он привел министра обороны Анатолия Сердюкова, который после назначения на должность прошел обучение в Академии Генштаба.
Кстати, Анатолий Сердюков - член центрального совета Ассоциации юристов, поскольку по второму образованию юрист, окончил юрфак СПбГУ.
Перечень должностей, требующих знания права предлагается установить федеральным законом. (Понятное дело, зачем весь огород городить, если при этом не обеспечить себя дорогих работой на долгие годы вперед. Причем, для верности, на то ведь и юристы, закрепить все это законодательно. Чтобы ни у кого, не дай Бог, и мысли воспротивиться не возникло). При этом останутся обязательными и экзамены, которые у кандидатов должны принимать не преподаватели вузов, а квалификационные кадровые комиссии. Ведь большинство губернаторов - крепкие хозяйственники, и это хорошо. Но главам регионов помимо всего приходится подписывать массу нормативных документов, и высокие начальники, конечно, должны разбираться в том, что подписывают. Иначе возникают проблемы, когда региональные нормативные акты противоречат федеральным.
Кроме того, предполагается, что чиновники, вошедшие в перечень, должны каждые три года проходить обучение на курсах права и подтверждать квалификацию. Если же выпускник юридического вуза не работает по специальности, но мечтает вернуться в профессию, ему тоже скорее всего придется подтверждать квалификацию. Экзамены могут проводиться раз в три года, или раз в пять лет - конкретные сроки еще обсуждаются.
Еще одно предложение - создать рейтинг юридических вузов. В нем, по мнению представителей Ассоциации юристов, необходимо учитывать и мнение работодателей, а также карьеру выпускников. Если выпускники вуза растут вверх, становятся видными людьми, значит, чему-то их все-таки научили. Когда среди бывших студентов какого-то определенного вуза слишком много успешных людей, то это не случайность, а тенденция. (Улыбнуло) И хороший знак для абитуриентов.
Предложения Ассоциации юристов России
1. Усовершенствовать систему лицензирования и аттестации юридических вузов, ввести в том числе общественную аттестацию юридических вузов.
2. Составить рейтинг юридических вузов.
3. Прекратить прием студентов на юрфаки непрофильных вузов.
4. Ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности.
5. Создать перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены. В список внести мэров и губернаторов.
6. Внедрить систему госзаказа и целевого набора, выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах.
7. Разработать образовательные стандарты для обучения юристов. (Кстати, обратите внимание, с 1 сентября 2009 г., то бишь этого уже, переходим на уровневую систему, всё делаем, только бы ближе к "европам", а о новых стандартах образования только начали говорить. И такая беда не только с юристами.)
8. Создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одаренных детей из регионов. (Опять в Москве и С.-Петербурге. Может быть наших законников из АЮР заставить хотя бы родную географию заново поучить. И, конечно, экзамен чтоб сдали, не меньше. А то ведь, наверное, не знают даже для кого все это придумывают)
прямая речь: Сергей Степашин, глава Счетной палаты, сопредседатель Ассоциации юристов России:
- Ассоциация юристов России провела диагностику системы юридического образования и качества образовательных услуг. Обобщенные результаты в виде аналитического доклада были представлены главе государства.
Одной из главных причин увеличения числа юристов-недоучек является тот факт, что в современных условиях юридическое образование стало очень прибыльным видом бизнеса. (Угу, для чиновников от минобрнауки, которые лицензии и аккредитации направо-налево раздают) Такое положение связано с ажиотажным спросом на юридические специальности, которые считаются престижными и хорошо оплачиваемыми. Вдобавок всем известно, что студенты очных отделений получают право на отсрочку от воинской службы.
В результате "на юристов" стали учить где угодно, при этом резко возросла доля платного образования. Если в Советском Союзе юридические кадры готовили всего-навсего 52 вуза, то сейчас услуги в сфере юридического образования предоставляют 1211 организаций, большинство из которых являются непрофильными. (Но мы-то с вами не дети, дорогие читатели, нам так просто лапшу на уши не навесишь. Мы-то знаем, что у нас без соответствующей лицензии никто никого ничему сам по себе начать учить не может)
Необходимо разработать новые федеральные стандарты высшего образования в области юриспруденции. При этом я считаю, что надо принципиально изменить постановку задачи: в обучении делать ставку не только на расширение формального объема новых знаний и умений, а на самого человека, на развитие его личностных качеств и способностей. Чтобы молодой профессионал мог быстро и самое главное самостоятельно адаптироваться к новым юридическим реалиям и запросам рынка труда. Для этого надо в юридических программах увеличить блок дисциплин, направленных на развитие таких качеств, как юридическое мышление, юридическая логика, навыки научного анализа, юридическая этика."
Оригинал статьи находится
здесь.
Вот такой вот перл и фонтан мыслей! Ну, что ж, дело сделано. Будем надеяться, что если не нас, то хоть наших детей уже будут защищать, обвинять и наказывать (не приводи Господь) исключительно квалифицированные и честные юристы. Вот только жаль, что этого нельзя сказать с такой же долей уверенности про врачей, которые их будут лечить, про строителей, которые будут строить им дома, про прочих учителей (кроме юристов, конечно), которые будут учить уже их детей и т.д., и т.п. Ведь указов-то президентских на этот счет ещё не было.
Однако, это все шутки, а если серьезно? А если серьезно, то, думаю, и так всем всё понятно. И серьёзней-то уже, если честно, дальше некуда.