Что там с нефтью?

Feb 08, 2016 23:06

В середине января котировки нефти Brent поднырнули под отметку 30$ за бочку. Рубль следовал тем же путем, перешагнув на короткое время отметку 80 руб/$. Поднимая, как водится,  градус неадеквата и всепропальческой истерии на новую высоту. Тезисы были предсказуемы - эта страна катится известно куда, за годы высоких цен на нефть ничего не делали и просрали все полимеры. Сейчас на нефтяной рынок выйдет Иран (который к слову никогда оттуда не уходил), и тогда рашке точно кранты.  Нефть опустится до 15 или даже до10 долларов.  Вообщем, все как обычно.
Но нефть, как и ожидалось, подобных предсказателей не послушалась и сменила тренд на бычий. На данный момент цена достигла временного равновесия в районе 33-34$. Почему же не случилось великое падение?
Видимо потому, что текущие цены не выгодны никому из производителей нефти. Саудовская Аравия, которая как считается, виновата в падении нефтяных цен, свела 2015 год с дефицитом 30%. Нам говорят, что они отвоевывают место на рынке. Но пока никто из основных игроков с рынка не ушел и не собирается. Даже если такое случится, прийти обратно не составит труда.
Кто является на нефтяном рынке слабым звеном, которое можно было бы выдавить? Как ни странно, это в первую очередь западные компании. Себестоимость добычи на шельфах Северного моря и в Мексиканском заливе, традиционной и сланцевой американской нефти, битумной канадской нефти являются самыми высокими в мире. Это не удивительно, поскольку вся легкодоступная нефть была исчерпана на ранних этапах нефтедобычи. А разработка шельфов началась после энергетического кризиса, когда дешевая арабская нефть внезапно перестала таковой быть. Может быть шейхам и удастся здесь что-то отвоевать. Но как только цены поднимутся выше уровня рентабельности, все вернется на круги своя. Почему? Потому, что Запад уже имел возможность убедится в том, чем может обернуться зависимость только от арабской нефти. Нефть самый политический товар на Земле, и невидимая рука рынка здесь чувствует себя не в своей тарелке. К тому же западные компании ближе всех к практически неограниченным финансовым ресурсам. Объясните, зачем вести ценовую войну, если сливки от победы снять не удастся?
Едем дальше. Американское подбрюшье - Мексика, Венесуэла. Оттуда приходят чудесные новости. Вот например - мексиканская нефть продается дешевле себестоимости
http://teknoblog.ru/2016/01/12/53740.
Или вот еще чудесней - в Венесуэле объявили чрезвычайное экономическое положение http://www.rbc.ru/economics/16/01/2016/56995b5a9a794739e50a87d3.
Как считаете, страны, находящиеся в таком положении, бросят торговать нефтью и тихо умрут на радость арабам? Мне почему-то кажется, что нет. Даже торговля ниже себестоимости обеспечивает приток валюты. Поскольку какая-то часть затрат в местной валюте, а выручка вся долларовая.
Из относительно купных нетто-экспортеров осталась Африка - Нигерия, Ангола, Ливия и Алжир. Большая часть нефтедобычи там контролируется теми же западными компаниями Total, BP, Chevron, Shell и ExxonMobil. И с себестоимостью там все в целом неплохо.
И у нас остается Россия. С себестоимостью уступающей только странам Персидского залива.  Нетрудно догадаться, какова вероятность ухода России с этого рынка. Где-то около нуля. Опять же по политическим мотивам происходило перераспределение рынка Европы в пользу арабов и азиатского в пользу России.  На нефтяном рынке в целом соблюдается закон сохранения. Ежели в одном месте убудет, в другом ровно столько же и прибудет.
Так вот. Откуда будет профит от той жесточайшей ценовой войне, которую якобы ведут саудиты? Тыкнете мне, если я не заметил.
Если уж говорить о себестоимости, то у наших эталонных саудитов в последнее время не все так гладко. Старое доброе суперместорождение Гавар постепенно выходит в стадию убывающей добычи. То, что приходит ему на смену, уже не выглядит так блестяще ни по себестоимости, ни по качеству нефти. А то немногое, что еще не введено, очень далеко от представления о дешевой арабской нефти. Получается арабы продают сейчас наиболее ценное, что у них  осталось, в надежде когда-то потом навариться на жалких остатках. Что не говорите, не сходится задачка.
Могу предположить, что они участвуют в решении некой геополитической задачи, ограниченной во времени. Предположу, что основным игроком здесь являются США. В последнее время они довольно успешно наращивали добычу сланцевого газа и нефти. Цены держались на высоком уровне, что позволяло отбивать затраты и получать прибыль. Сейчас основные проекты запущены, затраты стали меньше.  Даже если добыча упадет, этот резерв останется.  После этого включился долларовый пылесос, который начал вытягивать долларовую ликвидность со всех рынков, и прежде всего с перегретого нефтяного.
Почему я считаю, что главной причиной падения стоимости нефти являются действия американского регулятора? Да потому что мировые биржевые индексы движутся практически синфазно со стоимостью нефти. Dow, NASDAQ, S&P 500, Nikkey 225, Hahg Seng и прочие. Можете в этом убедится сами. По большей части не нефть падает, а цена доллара растет. Это дает еще один важный бонус хозяевам доллара - они могут скупать задешево довольно привлекательные активы.  Выставление на IPO Saudi Aramko тому подтверждение. Наши либералы в правительстве возбудились от возможности продать немного «Роснефти».
Однако ценой такой политики может стать вся мировая экономика, находящаяся в шаге от дефляционного коллапса и полноценной рецессии. Поэтому задача ФРС балансировать на определенной грани, чтобы не обрушить мировую экономику и вместе с ней долларовую систему. И ждать, пока экономики некоторых стран начнут капитулировать. Кроме России под прицелом Венесуэла, возможно Мексика.  А также все прочие экономические активы по всему миру. Выжав из этой ситуации по максимуму, США опять могут перейти к политике долларовой накачки и даже возможной гиперинфляции.
И еще одно. Текущий уровень цен, не снижая текущую добычу, обязательно негативно скажется на добыче нефти в будущем. В тяжелом финансовом положении компании прежде всего режут инвестиции. Что кстати позволяет неплохо себя чувствовать с текущим уровнем цен. Классический способ увеличить прибыль - меньше кормить и больше доить. К чему это приводит известно, но здесь и сейчас финансовые показатели улучшаются.  Новые инвестиционные проекты в нефтянке постоянно растут как по стоимости, так и по срокам завершения. Если часть проектов не стартует сейчас, с лагом в несколько лет обязательно упадет добыча. Поскольку большинство старых месторождений находятся в стадии убывающей отдачи. В какую сторону пойдут в таком случае цены на нефть, догадаться нетрудно.
Именно в этом мог бы теоретически состоять профит для Саудовской Аравии. Однако во-первых, бюджетный дефицит из запасов возможно покрывать всего несколько лет. А во-вторых, необходимость инвестиций в нефтяную отрасль королевства тоже никто не отменял. Без инвестиций нефтедобыча КСА может оказаться в ненамного лучшем положении, чем выдавливаемые конкуренты.

Нефть, livejournal

Previous post Next post
Up