Гены

Dec 04, 2015 17:09

Сегодня выложу чужой текст: маленькую емкую статью Бориса Жукова о генетическом редукционизме. Как-то я ее раньше не видел. Очень простенькая иллюстрация к теме:


Read more... )

методология

Leave a comment

ext_3346166 December 5 2015, 00:02:26 UTC
А, собственно, в чём проблема? Вопрос чисто терминологический, по-моему. Ну, влияет на признак не один ген, а сотня, что это меняет, кроме трудности их выделения? Геном можно рассматривать как набор генов, кодирующих белки, а можно как набор (придумайте термин), кодирующих признаки. Во втором варианте, понятно, структура генома получается сложнее, с перекрытиями, "силой влияния" и прочими радостями.

Reply

caenogenesis December 5 2015, 08:47:00 UTC
Проблема в том, что некоторые люди невольно (а то и сознательно) начинают рассматривать биологию как науку о генах, а любое биологическое объяснение как обязанное сводиться к генам и только к генам. Вот это многими, и мной в том числе, ощущается как проблема.

Reply

ext_3346166 December 5 2015, 09:07:52 UTC
Это старый спор о врождённом и приобретенном. Он был старым ещё когда биологии не было, просто сейчас все знают, что за "врождённое" отвечают гены, вот и используют как синоним. Это спор о философии, не о биологии, просто с использованием биологических терминов. Хотя, я согласен, такое использование специалистов будет раздражать.

Reply

caenogenesis December 5 2015, 09:19:10 UTC
Нет, это совсем не тот спор.

Позиция, о которой я говорю, в предельном варианте может привести (и иногда приводит) к мнению, что единственный фундаментальный объект биологии - последовательности нуклеотидов, а все дисциплины, изучающие организм, являются по сути не более чем прикладными. По моему мнению, такой подход равносилен самоубийству биологии как науки. Вот почему я на это обращаю внимание.

Reply

ext_3346166 December 5 2015, 09:30:26 UTC
По мнению физиков, последовательности нуклеотидов - это далеко не фундаментальный объект, но кого волнует их мнение? Если биологи, занимающиеся генами, считают ДНК основой всего, так это точно так же их личные трудности. Каждый учёный стремится считать свой предмет исследования фундаментальным. А для неспециалистов это вообще вопрос моды. Сегодня модно модным считается увязывать социальное поведение с эволюцией и, соответственно, с влиянием "врождённого", завтра его увяжут с культурными традициями в соответствующих группах, и опять на первый план вылезет "приобретённое".

Reply

caenogenesis December 5 2015, 09:32:21 UTC
"Если биологи, занимающиеся генами, считают ДНК основой всего, так это точно так же их личные трудности".

До тех пор, пока они не пытаются навязать эту позицию _всей_ биологии. Такая тенденция иногда намечается, и вот ее надо сдерживать.

Reply

ext_3346166 December 5 2015, 09:47:32 UTC
Учитывая нынешнюю сегментированость науки, думаю, большая часть биологов и не подозревает о навязывании им какой-то позиции. Да и все эти позиции - не более чем мода. Пройдёт десять-пятнадцать лет и будет "навязываться" что-нибудь другое. Слаб человек и постоянно хочет всё упростить, к учёным это тоже относится.

Reply

caenogenesis December 5 2015, 09:49:42 UTC
Ну вот эта мода мне и не нравится. Только и всего.

Reply

p2004r December 5 2015, 09:28:28 UTC
Проблема в том, что есть комплиментарные понятия "управляемость" "наблюдаемость" у любой "системы", и значит "нельзя просто взять и" (С) объяснить все генами. Например признаки, так как возможно часть изменений генов никак не отражается на признаках, и поведение признаков никак не определено влиянием генов.

Reply

caenogenesis December 5 2015, 09:31:09 UTC
Так-то оно так, но что значит "комплиментарные"?

Reply

p2004r December 5 2015, 09:40:11 UTC
Так сложилось что если что то в системе "наблюдаемо", то оно и "управляемо" (и наоборот). Это две встречные постановки по сути одной задачи.

Reply

caenogenesis December 5 2015, 09:41:13 UTC
Вы именно такое написание этого слова подразумевали?

Reply

p2004r December 5 2015, 11:26:49 UTC
1) Нет это опечатка.

2) А что разве это из контекста настолько не понятно?

Reply

caenogenesis December 5 2015, 12:18:59 UTC
Да, это непонятно. Например, у Льва Гумилева встречается термин "комплиментарность", пишущийся именно так и означающий несколько другое.

Reply

p2004r December 7 2015, 10:11:10 UTC
О! Хороший пример вспомнил: клеточный автомат "Жизнь" можно реализовать на поле которое само нарисовано из конструкций клеточного автомата "Жизнь". Такой барьер абстракции (а он может быть и не один) полностью отделяет "генотип" от "функции".

Reply


Leave a comment

Up