одно из самых печальных соображений, устойчиво возникающее при чтении разных выдающихся по части понимания устройства мира и себя людей - Толстого, Гурджиева, Кришнамурти, - заключается в том, что искусство со всей его красотой и притягательностью проистекает из нашей внутренней неразберихи, и по мере прояснения сознания места ему может и не
(
Read more... )
нет, я, пожалуй, могу поручиться, что это не так - не в страхе дело, не в желании что-то оставить, - а в желании освободиться от напряжения. Собственно, как и в других более простых физиологических формах реализации желаний. Внутри появляется очень сильный импульс-желание, неизвестно (или во всяком случае, не всегда известно) из чего состоящий, который, если он на какой-то ранней стадии не был подавлен или вообще съеден, аннигилирован, далее пробивается наружу любой ценой, любым путем - как свет, родившийся в термоядерной реакции в глубине солнца, выходит в конце-концов на поверхность: обратно этой энергии уже нет хода и от нее нужно избавиться вовне - она предмет сильного беспокойства. Чтобы эта энергия пробилась ей необходимо дать форму, возможность размещения в сознании, иначе, минуя сознание, наружу не пройти - и вот этим "творчество" и занимается.
У Маяковского в "Как делать стихи" хорошо описан этот первичный гул, затем ритм и далее подбираемые подходящие слова. (Правда, это я в школе читал, столько, столько и полстолько, как Вам, назад - может перепутал).
У Гурджиева очень ясно описано, как к импульсам-желаниям, которые реализуются по какому-то из ведомств психики может легко подмешиваться из-за этой самой внутренней неразберихи энергия других ведомств. Самые мощные (самые богатые энергией) ведомства это, понятно, агрессия и пол и Гурджиев приводит результаты нежелательного подмешивания энергии "полового центра" к решению практических жизненных задач в поведении - когда в поведении возникает малопонятная несообразная с целью горячность, уклонение от осознаваемой реальной цели и всякое такое.
Но искусство, как будто, не решает практических задач, и вполне легально питается энергией этих самых центров, своей-то у него нет, кроме слабой энергии ведомства формообразования (то, что описывается как основа нетенденциозного остроумия у Фрейда), поэтому окончательной уверенности в засыхании искусства по мере прояснения у меня, к счастью, еще нет, а то было бы совсем худо :)
Reply
Reply
Leave a comment