Природный наркотик дофамин может превратить человека в милосердного святого и кровавого фанатика

Nov 06, 2014 19:49

Нейробиологи обнаружили, что один и те же системы головного мозга могут сделать человека святым и творческой личностью, а могут превратить в полубезумного, не гнушающегося насилием фанатика. Выяснилось, что причиной всему - уровень дофамина в правом полушарии мозга. У верующих людей, испытывающих тягу к религиозным доктринам и идеям, укрепление «эффекта бога» усиливается активностью этого природного гормонального наркотика, однако его избыток может вызвать у них вместо желаемого эффекта кровожадные побуждения, такие как стремление к террору и к джихаду.
То, что религия способна побуждать необычное поведение свидетельствуют многочисленные факты, восходящие к истокам человеческой истории.

На протяжении веков обилие дофамина удостаивало человечество миротворцами и вождями (Екатерина Сиенская, Мартин Лютер Кинг, Ганди), пророками (Будда), реформаторами (Зороастр), учителями целых цивилизаций (Конфуций), воинами (Жанна Д’Арк, Наполеон), провидцами (Лао-Цзы). Отдельные представители основали религиозные традиции, глубоко повлиявшие на цивилизации и культуры, связанные с ними. Вместе с тем, подпитываемая дофамином религия порождала также и монстров, таких как ДжимДжонс(Jim Jones) - «священник», убедивший несколько сотен своих адептов совершить самоубийство, и лидер секты Аум Синрике, велевший своим последователям распылить в японском метро зарин.

При переходе некой грани «эффект бога», связанный с измененным состоянием сознания, чуда и совершения прорыва к величию, оборачивается в прямо противоположный эффект, когда религия снабжает удивительными чудовищами с откровенно девиантным, психотическим мышлением. И дофамин играет в этом чуть ли не главную роль.

Неврологическая граница, разделяющая творческое поведение и преступное, святого и дикаря, крайне тонка. Довольно часто в семьях одаренных людей встречаются преступники и сумасшедшие. Вещества, стимулирующие мозг делают его, способным на необычные ассоциации и идеи, при этом они могут с высокой вероятностью сделать этот же мозг либо мозг кого-нибудь из родных одаренного человека уязвимым для причудливых и неконтролируемых ассоциаций.

ТВОРЧЕСКИЕ ВСПЛЕСКИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЩЕСТВ И СОСТОЯНИЙ, СТИМУЛИРУЮЩИХ АКТИВНОСТЬ ДОФАМИНА

В медицинской литературе есть масса примеров творческих всплесков, вызванных приемом лекарств, которые повышают уровень дофамина в мозге. Одним из таких препаратов является противопаркинсоническое лекарственное средство леводопа.

Биполярное расстройство, сопровождающиеся сменяющимися периодами депрессии и мании, подпитываемой дофамином, в крайней маниакальной фазе порою порождает у больных поразительные творческие импульсы. Часто больные даже отказываются от приема антидофаминовых средств, чтобы продлить измененное состояние, дарящее им способность к творчеству.

Вещества-галлюциногены ЛСД и псилоцибин обладают способностью косвенно стимулировать активность дофамина в лобных долях головного мозга и тем самым обеспечивать религиозный опыт даже самым что ни на есть убежденным неверующим. В результате стимуляции дофаминовых рецепторов нейронов, расположенных в областях мозга, отвечающих за эмоции и сложное мышление, эти вещества порождают живые образы в сочетании с интенсивными духовными переживаниями и почти психотическими вспышками.

Дофамин является простым и ёмким объяснением парадоксального «эффекта бога». При его высокой, но не чрезмерной, концентрации в таких отделах мозга, как префронтальная кора и лимбическая система, человека посещают необычные ассоциации и идеи, он чувствует рост творческих способностей, лидерских качеств и переживает глубокий религиозный опыт. Но при чрезмерно высоком уровне дофамина у человека, генетически склонного к психическим заболеваниям, возникают душевные болезни, а религиозный человек может превратиться в фанатика.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

На протяжении долгих лет научные мужи считали, что дофамин обеспечивает человеку «гедоническое вознаграждение» - удовольствие, которое дают вкусная еда, секс и т.п. По их мнению, при выбросе дофамина человек чувствует именно такую удовлетворенность. Такое научное заключение выглядело довольно убедительно, поскольку амфетамин, кокаин и многие другие наркотики стимулируют активность дофамина в среднем мозге. Но как показали последние данные, дело обстоит гораздо сложнее.

Исследователь Вольфрам Шульц из Кембриджа доказал, что дофамин отнюдь не вещество простых радостей. Как оказалось, этот естественный наркотик связан с неожиданным вознаграждением. Уровень дофамина значительно возрастает, когда награда намного превышает ожидавшуюся.

Чтобы изучить этот механизм, Шульц провел простой эксперимент с обезьянами. Ученый выдавал животным разные по величине порции фруктового сока и при этом сразу же замерял дофаминовую активность в средоточии эмоций - среднем мозге, в котором содержится дофаминовых нейронов намного больше, чем во всех других областях мозга.

В итоге выяснилось, что нейроны функционируют интенсивнее всего не в момент получения обезьяной вкусного вознаграждения, а когда это вознаграждение оказывалось неожиданно большим. Таким образом, дофаминовые нейроны нацелены на получение неожиданно больших вознаграждений - важную для объекта новость. Когда результаты работ Шульца были опубликованы, то другие ученые принялись выявлять аналогичный механизм и в других областях мозга. Вскоре были получены данные, подтверждающие аналогичную схему дофаминовой активности в области мозга, которая называется префронтальные доли, которая отвечает за уникальные способности человека - творческие процессы и сложное мышление.

На примере с религией это работает следующим образом. Вера заставляет людей стремиться к получению неожиданного вознаграждения - удовольствия от добрых дел либо чувства причастности к высшему, вместо привычных для большинства людей вознаграждений типа денег, еды и секса, и тем самым порождает выдающихся личностей. Такая тяга к необычному и неожиданному может усиливаться дофамином, обостряющим творческие способности.

Эти результаты подтвердили, что религиозность подкрепляется стремлением к неожиданному вознаграждению.

Здесь встречаются наука и религия. Наиболее одаренные ученые и наиболее искренне верующие во многом зависят от факторов, вызывающих рост уровня дофамина вместе с усилением активности нейронов в префронтальных долях, которые отвечают за неожиданное вознаграждение: чувство удивления, восторга, благоговейного ужаса. Аналогичные чувства вдохновляют философов, художников, музыкантов, писателей и всех людей, способных получать удовольствие от гармонии и красоты во всех её проявлениях. Но те, кто генетически уязвимы, под воздействием даже небольшого переизбытка вознаграждения могут превратиться в кровавых фанатиков.

ГЛАВНОЕ НЕ ПЕРЕЙТИ НЕКУЮ ГРАНЬ

Религиозные культы формируют и взращивают в людях стремление к неожиданной награде. Механизмы, аналогичные тем, что усиливают у человека творческие способности путем насыщения дофамином областей мозга, отвечающих за эмоции и сложность мышления, также открывают человека и для веры и для религиозного опыта. Но подхлестнутые слишком сильно нейроны могут вызвать у него откровенно психотическое, девиантное поведение, породив тем самым вместо святого и благотворителя чудовище. Вся загвоздка лишь в том, чтобы не переходить тонкую грань.
© Источник: Форум легальных курительных смесей и порошков.

наркотики, ройзман чмо, наркоманы

Previous post Next post
Up