Оригинал взят у
suranov в
9 июля - день памяти Курёхина"Если б БГ умер лет пять назад - остался бы национальным героем", - сказал в 1989 году Сергей Курёхин в интервью сыктывкарскому журналу "Кукиш".
Текст интервью выкладывается впервые. Посвящается 11-летию кончины Маэстро. Фото с
kuryokhin
СЕРГЕЙ КУРЕХИН:
«Если бы БГ умер 5 лет назад - остался бы национальным героем»
Фото мое, снято тогда же.
Ленинград, середина февраля 1989 года. Пьем кофе в маленьком кафе на Литейном.
- Сергей, где ключ, которым заводится механизм «Поп-механики»?
- Он во мне, в моем мозгу.
- Что для тебя музыка? Наверное, пытаешься осмыслить ее теоретически?
- Это - жизнь. Я хочу совместить мечту и жизнь. Обычно же есть то, что воображаешь, и то, что случается. Вот это и есть моя музыка.
- Нечто подобное происходит и в современном театре.
- Я абсолютно не приемлю театр. Он сам по себе настолько неживой! Тем более - у нас в стране, с безобразными голосами и декорациями. Для меня существуют два театра. Первый - условный (опера, например, с декорациями, костюмами). Театр условности. На Западе это - здорово! Сходишь туда - будто в сказку попадешь: настолько все отлично! И второй - театр, где отсутствует бутафория.
- А театр Бориса Юхананова тебе знаком?
- Да, я видел раньше его постановки. Сначала показалось все очень претенциозно. Но в последнее время Юхананов очень вырос.
- У него появилась масса интересных идей...
- Вот чего сейчас не надо, так это идей. Все должно расти естественно.
- Какое у тебя музыкальное образование?
- Окончил в Ленинграде все музыкальные учебные заведения.
- Твой взгляд на развитие музыкального искусства в будущем?
- Глупо было бы строить прогнозы, но мне кажется, что вся музыка может быть только утилитарной. Танцевальной, интеллектуальной музыки было достаточно. Но это не та музыка, когда приходится думать. Если уж говорить о судьбах музыки, музыкального искусства, следует употребить такой термин, как постмодернизм. Постмодернизм - это обратная реакция на модерн, авангард. Есть такое направление в американской музыке - нью-эйдж. Несколько простых аккордов. То есть, с музыкальной точки зрения - в общем-то, ничего особенного. Нельзя выделить даже какие-то авторские индивидуальности.
- Есть ли, по-твоему, у нас свой рок-н-ролл?
- Русского рок-н-ролла нет и не было. Рок-н-ролла вообще нет. У нас - тем более. У нас рок-н-ролл пришел к такому же маразму, к какому в свое время пришел джаз.
- Почему так мало выступаешь?
- Пока - не с чем. Будем выступать лишь тогда, когда наработаем новый материал. А выступать, как это делают «ДДТ», «Телевизор» - за деньги показывая старое, я не могу. Деньги мне не нужны.
- Работаешь где-нибудь?
- До января этого года работал руководителем «Поп-механики» в Ленконцерте.
- Почему бы иногда и не отыграть старое - для души, что ли? Ведь поэты вспоминают свои старые стихи, читают их.
- Это уже философская проблема. Почему человек выходит на сцену?
- Чтобы отдать...
- А почему не берутся в расчет такие моменты, как амбиция, честолюбие?
- Понятно. Как тебе западная аудитория?
- Американцы очень расположены к русским заведомо. Англичане - другие. Те - снобы.
- На Западе вышло уже 16 пластинок с твоим участием...
- Теперь - больше. Но это не только пластинки «Поп-механики». Это и мои фортепьянные произведения.
- А в Союзе?
- Здесь вышли 2 пластинки. Первая - совместно с джазовым саксофонистом В. Чекасиным, вторая - с А. Вапировым. Кроме того, на двух пластинках «Аквариума» и на «Энергии» «Алисы» звучат мои партии клавишных. Скоро выйдет и диск «Поп-механики».
- Однозначно ли относишься к «Ласковому маю»?
- Очень нравится. Они - дети. У них есть то, что мне не очень понятно.
- Как тебе «Аквариум»?
- В процессе роста существует такая стадия, как старость. Если бы БГ умер лет пять назад, он остался бы национальным героем.
- Cчитаешь ли БГ композитором?
- Есть поэты и музыканты. Он - поэт.
- В песне «С утра шел снег», например, великолепный музыкальный фундамент...
- Спасибо. Это моя аранжировка. И вообще, все песни «Аквариума» периода 81-83 годов, где присутствуют клавишные, написаны с моим участием.
- Нравится ли тебе то, что сейчас делает БГ?
- Мы с Борисом идем разными путями.
- Как тебе фильм «Диалоги»?
- Никак. Режиссер, видимо, хотел снять концерт, совершенно не имея не только какой-то сверхзадачи, но даже и цели познакомить зрителя с «Поп-механикой».
- Чем запомнилась работа над фильмом «Трагедия в стиле рок»?
- Приступил к работе, когда основной материал был уже отснят. Проводил определенные темы. Но фильм чудовищно смонтировали.
- А ты не пробовал подсказать режиссеру, как лучше - на твой взгляд?
- Савва Кулиш не тот человек. Говорю ему, что, например, этой сцене музыка сообщает иное качество, дает новое измерение. Он говорит: «Не надо этого».
- Какое-то время ты собирался вести кафедру композиции в свободном университете.
- К сожалению, я совсем не располагаю временем.
- А как ты хотел преподавать композицию?
- Я отобрал довольно интересных ребят. Хотел с ними работать, чтобы реализовать свои музыкальные идеи.
- Идея от каждой конкретной индивидуальности?
- Да, конечно.
- Во Дворце молодежи должны состояться концерты новоджазовой музыки. На афишах значатся три фамилии: Михаил Альперин, Сергей Курехин и Кешаван Маслак.
- Это будут концерты при участии знаменитого тенор-саксофониста Кешавана Маслака. Он сам - американец, но его предки жили на Украине. В первом отделении каждый из нас сыграет свои программные вещи, а во втором планируются совместные выступления. Так что приходите!
Пил кофе и беседовал
БОРИС СУРАНОВ.
Опубликовано в сыктывкарском журнале «Кукиш», № 2, 1989 г.