В раввинистической классике полно не только поразительно разнообразных бесов, но и законов, обычаев, заклятий и талисманов, призванных от них оберегать. О каббале я уже не говорю. Страх восточноевропейских иудеев перед бесами не успокаивался много столетий. Еще шире подобные суеверия бытуют среди иудеев Северной Африки и Ближнего Востока. До наших дней вся жизнь некоторых ортодоксальных общин проникнута верой в духов.
На закате Римской империи одержимость бесами была настолько распространенным поверьем, что многие иудеи в Палестине I века сочли, будто Иисус из Назарета - их богопомазанный спаситель только лишь потому, что умеет «изгонять» демонов. Это, собственно, и было его первое чудо (Марк, 1:23-26). Почти тысячелетие миновало с талмудической эпохи, ни одержимости, ни изгнаний никто не фиксировал - а вера в них воспрянула в середине XVI века с возникновением лурианской каббалы.
Каббалисты Цфата разрабатывали сложнейшие теории переселения душ - как благонамеренных, так и напротив. При взаимодействии с последними они пользовались опытом рабби Ицхака Лурии (Ари) и его учеников, которые успешно изгоняли «диббуков» - злонамеренных духов из преисподней.
Читать дальше…