Половины

May 06, 2014 09:39

Всё, у меня паранойя. Меня преследует половина! Всю жизнь, оказывается, я теперь поняла. И не успокоится, пока не распилит мне мозг пополам.

Все, кому сразу вспомнились полтора землекопа, - вы на правильном пути.

Как-то, не то в четвертом, не то в пятом классе сидим мы на уроке математики и решаем задачки "на сообразительность". Такой был специальный раздел в учебнике.

Задачка попалась такая:
"У Вити десять марок. У Саши столько же, плюс еще половина всех Сашиных марок. Сколько марок у Саши?"

Я сижу и улыбаюсь про себя. Мне эта задачка еще года три назад встречалась в каком-то детском журнале, и я знаю, в чем тут подвох. Сама по рассеянности в первую секунду поделила пополам Витины марки и выдала "пятнадцать", только потом сообразила, что не так. И сейчас жду, кто попадется в эту детсадовскую ловушку, а кто нет.

Весь класс тянет руки, учительница кого-то вызывает, тот, конечно, говорит "пятнадцать", учительница, к моему удивлению, кивает:
- Правильно.

Весь класс молча записывает условие и ответ. Я поднимаю руку.
- Что тебе?
- Неправильно же! Двадцать!
- Откуда двадцать? Что за глупости?
- Десять плюс половина всех - значит, десять - это вторая половина. Половина плюс половина, или десять плюс десять...
- Так, не путайся сама и других не путай. Простая задача. Вот что значит по столько уроков пропускать.
- Была бы такая простая, ее бы в первом классе задавали, а не в четвертом. Да еще на сообразительность!
- Хочешь сказать, ты тут самая сообразительная? Помолчала бы. Стыдобища, к десяти пять прибавить не может.
- Да откуда пять? Пятнадцать разделить на два - и пять получается?
- А зачем их на два делить?
Хохот в классе.
- Во, дура! На два!
- Сами вы... К половине сколько надо прибавить, чтобы получилось целое? Вторую половину! У вас пять - половина пятнадцати, да?
- Ха, во, дура! - ликует класс.
- Так, сядь лучше и не позорься, - советует учительница. - К мозгам тебе вторую половину не прибавили.
- Вера Юрьна! Вера Юрьна! А почему ее в спецшколу для дураков не переведут?
- Да сами вы все... И в ответе двадцать!
- В ответах опечатки бывают, не знаешь, что ли, до сих пор?
- Но там же русским языком написано: "плюс половина всех Сашиных марок"! Не Витиных! Сашиных!
- Да что ты привязалась к этому Саше? - в отчаянии восклицает учительница. - "Саша, Саша..."
- А это она, наверно, в Тимофеева влюбилась!
Маленький, горбоносый, похожий на кавказца Сашка Тимофеев выскакивает из-за парты и машет перед моим лицом кулаками:
- Я ей щас влюблюсь!
Я хватаю портфель для обороны и поднимаю над головой, примериваясь, если что, треснуть.
- Так! Сели оба! А ты давай дневник! Два по математике! Два по поведению!
Я безнадежно бормочу:
- Если всех марок икс, то икс равно десять плюс икс, деленый на два... Тогда икс...
- Замолчи сейчас же!!!

Короче, бой был проигран вчистую. Ни одному человеку доказать ничего не удалось.

А тут недавно читаю я отзывы экспертов на школьные учебники для младших классов (ну, вы знаете - где про то, что герои братьев Гримм и Чиполлины там всякие не воспитывают гордости за свою страну, а потому в школе им не место). И попадается там что-то вроде: "Арбуз весит три килограмма плюс еще половину арбуза. Сколько весит арбуз?" И ремарка эксперта: "Задача не имеет решения!"

Я посмеялась над тем, что такие глупости, оказывается, имеют свойство повторяться. И поделилась этим перлом с человеком совсем не глупым - и даже не гуманитарием, если что.

- Так правда же не имеет, - говорит он. - Половина-то может весить сколько угодно!
Мне по старой памяти делается нехорошо. Но не может же быть, чтобы...
- Как же сколько угодно? Если три плюс еще половина - равно целый арбуз, значит, три - это вторая половина!
- Не факт.
- Как не факт? Прибавь любую другую цифру к трем - половиной целого она никак не будет.
- Не факт.
- То есть? Половины же всегда равны.
- Не факт.
- Что-о-о?!
- Ну, то есть... Это тут ни при чем. Половина же может весить сколько угодно!
- Да блинский же блин! - Я срываюсь с места и начинаю бегать по потолку, размахивая руками. - К пятидесяти процентам арбуза сколько нужно прибавить процентов, чтобы получилось сто? "Сколько угодно" или тоже пятьдесят?!
- Там же не так сказано.
- Да то же самое сказано! Половина - это тебе не пятьдесят процентов, что ли?
- Ну да. Но половина-то может весить сколько угодно!
- А-А-А!!!
Я падаю в кресло и изображаю скоропостижную смерть.

Ночью мне снится, что я школьная учительница, и мне нужно объяснять классу задачки про половины арбузов и марок. После этого сна я успокаиваюсь. Потому что могло быть хуже. Ставлю чайник, напевая под нос: "Полюбила я пингвина - не всего, а половину..."

Но что все-таки за затык у людей с половинами? Или это я так объясняю просто? :))

байки, жизнь собачья, дыбр-дыбр, забавное, не знаю толка в извращениях, школа

Previous post Next post
Up