Коллективизм vs Индивидуализм

Mar 16, 2018 08:49

У уважаемого https://ivanov-petrov.livejournal.com/ недавно вышел пост "Что изменилось за 30 лет" https://ivanov-petrov.livejournal.com/2115206.html. Так вот там в комментах много всякого бла бла бла, о традиционных руских ценностях, истоках, русском колективизме итд. А по факту у меня сложилось впечатление что никто из этих комментаторов так и не понимает о чем они пишут. Что такое русские ценности и русский колективизм? У каждого коментатора(а у иванова-петрова комментаторы в основном интелегенция) это нечто свое, туманное и неопределенное.

Я там оставил такой комментарий:

Ну 30 лет назад 20 и даже еще 15 я был оптимистом насчет будущего. На закате союза казалось что у нас неправильный строй и мы вот сейчас быстренько перейдем в правильный. В 90е казалось что весь этот бардак временно и надо чуть чуть потерпеть. В первый срок Путина казалось ну вот вроде что то меняется. Сейчас я уже писсимист и понимаю, что мы получили такой русский капитализм каким он и должен быть. А все эти вздохи о правельном западном капитализме в россии, безосновательны, мы же по минталитету не немцы и не американцы. В свете этого переоценил советский строй, да у нас был свой путь вполне неплохой. Ну зашли немного в тупик, не стоило уж так радикально все рушить.
Касаемо будущего, У большой части населения аппатия и безнадега, так что каких то серьезных изменений в ближайшее время можно не ожидать. У многих чуство только б не стало хуже. Между тем хуже все таки будет но медленно, так что большинство не сумеет это отрефлексировать. Молодежь конечно уже больше европейцы по менталитету(протестанского типа) чем мы, более индивидуалисты, все таки волна западного влияния очень серьезная. Смогут ли они построить "правильный капитализм", незнаю. Все таки специфика россии огромна. Тут и многонациональность, и суровая природа, и огромные территории, и давление других этносов на границах. Так что что лучше для наших условий русский колективизм, или западный индивидуализм, вопрос открытый. Ввиду отсутствия историчности в россии последнего, сравнивать не с чем.
В экономике все будет ужиматься в мегаполисы. Власть в свое время бросила без содержания село с вымеранием последнего, сейчас видимо пришла пора райцентров. Я как житель райцентра сильно это чуствую, как и моледежь стремящаяся покинуть последние любой ценой. Так что впереди лет 20 проедания малых городов.
А вообще хочешь посмотреть на будущее россии посмотри на украину. Всетаки не сильно наши пути разнятся.

И получил на него такой вопрос:

Вопрос есть.
Где вы видели "русский коллективизм" и "западный индивидуализм" в жизни. Кроме пропаганды.
Насколько и вижу в реальности коллективизм в жизни - это Запад, а крайний индивидуализм - это Восток. Во всяком случае при реальном знакомстве все выглядит именно так.
Тоесть человек вообще не видит разницы между русским колективизмом(который уходит), и западным индивидуализмом. И даже считает наоборот, у них мол коллективизм.
А если спросить менее образованую публику. То для них коллективизм это, колективизация репрессии и вообще ужасы совка. А индивидуализм это мифические свободы на уровне анархии.
Я постараюсь описать что такое русский коллективизм бытовым понятным языком.

Я родился и детство провел в познем СССР, на окраине маленького города. Но у меня так же много родственников в деревне, так что опишу типичное коллективное социальное устройство как деревни так и значительной части советских городов.
Типичный случай коллективизма в деревне "вы купили дрова". На отопление дома надо довольно много дров, в СССР дрова привозили неколотые и надо было потратить значительную часть времени на их расколку. Дрова вываливают за оградой, даже если в ограде хватает места. Думаю это делается подсоснательно, как бы показать деревне вот вроде помочь надо. Ну естественно выходит хозяин с колуном начинает колоть. Подтягиваются любопытные мужики с округи, узнают по чем купил. Многие с возгласом "ну ка дай попробую" помагают кто сколько может, кто символически а кто и довольно серьезно. Ну и естественно если хозяину оказали серьезную помощь, он должен символически расчитаться. Поляну накрыть как сейчас говорят. Отсюда кстати и вся эта коллективная пьянка на руси, а вовсе не из за какойто особой предрасположености русских. И вот так вот в деревне было во всем, дрова, сенакос, строительство итд. Вся деревня пронизана невидимыми связями взаимопомощи. В деревне все всё про всех знают. Этот хитрожопый, ему поможешь а он хрен когда. Этот индивидуалист, все сам. Этот нармальный мужик, надо помочь.
Тем же самым был пропитан и советский город. Вы шли на завод, заказывали какую нибудь нужную вам деталь и расчитывались символически водкой. Ибо в реальном индивидулизме(капитализме) штучная деталь ох как вам в копейку встанет, как и бригада по расколке дров.
То же касалось безопасности общества. Многие с натальгией вспоминают тот уютный безопасный мирок, а почему он был безопасен понять не могут. Мы вот детьми бегали без присмотра(так нам казалось) с утра до ночи. А по факту мы постоянно были под присмотром взрослых всего поселка. И если мы кудато забредали как нам козалось в неведамые дали, то родителям было не сложно отыскать нас распросив нескольких соседей.

Сейчас мы находимся на переходном этапе к индивидуализму. В городах все эти связи уже порваны, да и в значительной части в деревне.
А неплохо бы серьезно проанализировать все преимущества и недостатки того и другого уклада.
Ну например поговорка про "сыновей веник и прутик", выражает главное достоинство коллективизма. Тоесть если настают плохие времена, то в общине всегда можно перезанять чего нужного, или безвозмезную помощь получить. Вобщем толпой выживать проще. Тоже касается безопасности родины, тут как говорится наш коллективизм продемонстрировал во время ВОВ неоспоримое преимущество.
С другой стороны в коллективизме раждается уравниловка, коллектив нелюбит выскочек. Пьянка групповая со склонностью к алкоголизму тоже беда русского колективизма.
Индивидумы более склонны к личному самосовершенствованию. Свобод различных при индивидуализме больше. Ну опять же при индивидуализме очень просто свалиться в эгоцентризм(я никому ничего не должен, мне все должны). Так что государство при индивидуализме должно быть очень жестоким и со строгими правилами игры.

Вобщем тут работы непочатый край. Насколько мне извесно серьезно этим сейчас только Кара-Мурза в России занимается.

ПС. Алкоголь кстати идеальное средство для символических расчетов. Тебе как бы оказывают серьезную помощь и в ответ ничего не требуют. Ибо иногда оказаная тебе помощь имеет очень серьезное выражение в цифрах и расплатиться тебе не подсилу. А ты как бы символически в ответ расплачиваешься удовольствием, делаешь этим людям приятно. И все довольны.
Previous post Next post
Up