Смотреть видео Челябинск готов стать фабрикой контратеноров
В ближайшем будущем Челябинск способен стать своеобразной фабрикой Фаринелли. В Челябинской академии культуры и искусств разработана собственная методика обучения сопранистов. Именно благодаря новому методу меломаны услышали уникальный голос Артема Крутько. Автор методики, доцент кафедры вокального искусства Людмила Боровик, мечтает воссоздать театр эпохи барокко и имеет к этому достаточно оснований - сейчас в ее классе обучаются еще два контратенора.
Лет десять назад педагог по вокалу Людмила Боровик совершенно случайно приобрела сборник арий из репертуара знаменитого Фаринелли. Тогда она не придала этому особого значения и вряд ли подумала о том, что когда-нибудь этот сборник ей пригодится. Но сегодня Людмила Григорьевна - единственный на Урале педагог, который ставит голос контратенорам. О свои ученика она говорит так: "С ними работать нужно очень осторожно. Они вначале поют сиплыми, тихими, невзрачненькими голосами. Нужно иметь большую педагогическую фантазию, чтобы понять, что из этого выйдет хороший, настоящий материал. Артем пришел когда там и голоса почти никакого не было. Открыл рот, чуть-чуть какие-то нотки, и есть одна нотка соль наверху. Мне эта нота и понравилась".
Тайна божественного голоса Фаринелли до сих пор волнует музыкантов, историков и ученых. Два года назад итальянские власти дали согласие на эксгумацию. Исследователи надеялись изучить голосовые связки певца, но, увы, секреты Фаринелли так и остались тайной. Ситуация осложняется тем, что практически не сохранилось записей о том, как обучали в XVII-XVIII веках искусству bel canto. Частично потому, что педагоги держали свои приемы в секрете, частично потому, что основным методом обучения в то время являлся показ, и вопросы постановки голоса считались недостойными теории. Поэтому в разработке собственной методики челябинский педагог Людмила Боровик опиралась прежде всего на знание специфики голосового аппарата контратеноров. "Она рассчитана на однорегистровое строение голоса, когда грудной механизм сразу микстует и выходит в голову, - разъясняет Людмила Боровик. - Мы традиционно поем: грудь, медиум и головной регистр. В этой методике нет этого. Нет традиционных переходных нот, к которым мы привыкли".
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться начинающим певцам, - слабый голос, неярко выраженный тембр и слишком маленький диапазон. Благодаря своему методу Людмила Григорьевна расширяет диапазон учеников до двух с половиной октав буквально за полгода. Артем Крутько стал первым контратенором, воспитанным по новой методе. Результат, как говорится, на лицо.
Сейчас в классе доцента Боровик учатся еще два контратенора - Аян и Саша. После окончания академии ребята вряд ли останутся в Челябинске. Как это ни печально, но сразу трем контратенорам не найти работу в областном центре. Правда, они надеются, что сбудется мечта их педагога Людмилы Боровик и со временем при академии появится театр музыкальной драмы. Театр, который воссоздаст барочную оперу времен Генделя и Глюка, в которой блистали Сенезино и Фаринелли.
Виктория Олиферчук
Владислав Отрыванов
Челябинская ВГТРК, 26.02.2009 г. (
источник)