Джейк Ардитти в Москве

Jul 27, 2015 06:15

Концертное исполнение оперы Георга Фридриха Генделя «Ринальд» на сцене Большого театра России. Автор рецензии Александр Матусевич продолжает петь свою заунывную песню о контртенорах:

«Каст, предложенный «Ан-дер-Вин», в полной мере не удовлетворяет. По моде нынешнего времени в титульной партии задействован контратенор: сочетание природных голосов (Готфрид, Альмирена, Армида, Аргант) и фальцетного звукоизвлечения (Ринальдо) не убеждает: в ансамблях «кавалера с бесполым голосом» плохо слышно, о мужественности его героя и вовсе говорить не приходится. Контратенор в операх Генделя не оправдан ни исторически, ни драматически — для этого типа голоса партии в опусах британского немца не писались, а адекватной заменой кастратам именно вокально контратенора никак являться не могут в силу слабости их голосов и тембральной несостоятельности, приводящей, в частности, к неспособности выражать героические характеры. Но поскольку сегодня главное в оперном театре вовсе не звук, а, скорее, внешние факторы, картинка, то контратенора находят себе широкое применение: повсеместной стала практика поручения им, например, всех травестийных ролей. При поверхностном взгляде может показаться, что постановщикам важно внешнее правдоподобие, чтобы мужчину изображал мужчина, пусть даже поёт он блеклым, невыразительным, откровенно слабым и совсем немужественным голосом. Однако и это не так! Все мы знаем, всяческие «игры» с половыми признаками (чего стоят одни только метаморфозы такого рода в современных операх того же Этвёша или Фенелона) свидетельствуют совсем об ином — тут уже мы выходим за границы художественного в иные сферы человеческого бытия... <...>

Достоинством исполнителей является ансамблевая культура — в сложных сочетаниях голосов проигрывает лишь контратенор, но не из-за технического неумения, а по объективным причинам.

Голос Джейка Ардити (Ринальдо) красивым назвать трудно, ему присущ крикливый верх и ожидаемо блеклый нижний регистр, кроме того, его нередко подводила интонация, когда отдельные ноты оказывались откровенно «недотянутыми». Колоратуры Ардити выпевал мастерски, чего не отнять, но героический образ рыцаря-паладина ему не удался совсем».

рецензии, jake arditti, Александр Матусевич, критика, маразмы, countertenor

Previous post Next post
Up