Йестин Дэйвис: «Кастраты это фрики»
Британец Йестин Дэйвис один из самых известных контратеноров наших дней, выступающий на лучших мировых площадках. В его обширном репертуаре не только старинная музыка Монтеверди, Генделя, Перселла, Доуленда, но и сочинения композиторов XX и XXI века. Среди его звездных ролей Креонт в ковент-гарденовской постановке оперы «Ниоба» (шедевра Агостино Стеффани, заново открытого Томасом Хенгельброком); Оттон из «Коронации Поппеи» Монтеверди (Глайднборнский фестиваль); трогательный, почти чарли-чаплиновский принц Арминдо в опере Генделя «Партенопа».
В 2011 году в Английской Национальной Опере он cпел партию Оберона из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в той самой нашумевшей постановке Кристофера Олдена, которую московским зрителям посчастливилось (правда, уже без Дейвиса) увидеть на сцене «Стасика». В этом декабре Дэйвис дебютировал в Москве в рамках «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», проводимых по случаю столетнего юбилея со дня рождения композитора. Он пел два воскресения подряд в Московской консерватории. В первый вечер в его исполнении прозвучали арии Перселла и «Кантикли» Бриттена, а во второй он принял участие в российской премьере последней оперы Бриттена «Смерть в Венеции».
Мы поговорили с певцом сразу после премьеры буквально за пару часов до его вылета ночным рейсом обратно в Англию. Плотный рабочий график Йестина Дэйвиса не позволяет ему излишне расслабляться. Остается надеяться, что ему все-таки удалось хоть мельком взглянуть на Москву в перерывах между репетициями.
Йестин, это ваш первый приезд в Москву?
Не только в Москву вообще в Россию. Мой отец* был очень рад, что я еду в Россию. Он приезжал сюда во времена холодной войны, играл здесь музыку Шостаковича, с которым очень активно сотрудничал. У него есть фотографии, где они сняты вместе с композитором. Он рассказывал, что было страшновато и что за ним, как за иностранцем, следило КГБ, но в то же время очень интересно.
А каковы ваши собственные впечатления?
Первое впечатление от России что это очень серьезное место. Говорят, здесь даже на метро так просто не проехаться, от всего веет какой-то смутной опасностью, и постоянно надо быть начеку, как будто это Нью-Йорк в гангстерские времена. И мне это, пожалуй, нравится! Нас замечательно принял Британский Совет, прекрасно принимала публика. И Геннадий Рождественский совершенно очаровательный человек и притом невероятно скромный.
Вы учились в Кембриджском университете на археолога и антрополога. Как ваша академическая карьера сочетается с карьерой певца?
В Кембриджском университете лучший в мире хор. Я пел там мальчиком несколько лет. И потом я снова оказался, уже в качестве студента, в том же колледже Сент-Джонс с его потрясающим хором. Люди, которые там учатся, занимаются не только музыкой. Они получают общее образование, а участие в хоре дает им большую вокальную практику.
Это отличная возможность для самосовершенствования мы пели каждый день в хоре, еще детьми, и к нам относились как к взрослым людям, а не как к детям. И поэтому ты сразу получаешь представление о профессионализме. Это профессиональная работа с самых первых дней обучения. Ты овладеваешь музыкальными навыками: умением читать с листа, слушать других, не сбиваться с мелодии.
Хор дает огромное преимущество умение петь в группе. Ведь старинная музыка вся построена на слушании. Для меня это был мощный тренинг, которого нет у многих певцов, не привыкших к хору и занимавшихся с преподавателями отдельно. В группе ты лучше понимаешь внутренний ритм, пульс музыки. Именно так достигается эффект единения в хоральной музыке. Эта выучка у тебя уже в крови, когда ты выступаешь в качестве солиста.
А как археолог, вы занимаетесь «раскопками» в области старинной музыки?
Я очень люблю археологию, и я действительно время от времени занимаюсь исследованиями, изучаю старинные музыкальные манускрипты. Археология учит нас, что прошлое это вовсе не чужая незнакомая страна. Вот, например, наскальная живопись она выглядит вроде бы очень простой, даже примитивной, наивной. Но на самом деле она не слишком-то отличается от искусства XX века.
И я думаю, что к сочинениям Генделя, композитора XVIII века, нельзя относиться как к музею. Музыка это прежде всего просто музыка. Люди XVIII века были живыми людьми, которые слушали эту музыку. Археология помогает нам понять, что музыку нельзя подвергать сухой классификации: мол, XVIII век это относительно простая музыка, XIX век несколько менее простая, а потом все усложняется и становится более интеллектуальным. К любой музыке нужно относится с подобающим ей уважением, как к современной нам.
Что вы думаете о вокальной природе контратенора? Ведь контратенор пережил своего рода возрождение именно в Англии в середине XX века и с тех пор претерпел значительные изменения, став более гибким, богатым, виртуозным...
В середине XX века началось возрождение аутентизма и старинной музыки, появился интерес к аутентичным инструментам, аутентичной манере исполнения. Возникла потребность услышать какой-то иной звук. Люди хотели, чтобы «Дидону и Энея» исполняли не вердиевские сопрано, а голоса, соответствующие эпохе.
Очень много для развития контратенора как такого аутентичного голоса сделали Бриттен и Майкл Типпет. Они сказали: вот голос, для которого писал Перселл. Бриттен стал писать оперы для этого голоса. Так появляются Оберон, Голос Аполлона из «Смерти в Венеции». И постепенно, особенно в последние 20 лет, контратенор стал завоевывать серьезное признание и был включен в систему Fach. А до того к контретенору относились без особого почтения: такие пионеры, как Джеймс Боуман, Майкл Чанс все еще должны были терпеть насмешливое отношение публики.
Сейчас почти каждый признанный контратенор считает своим долгом выпустить диск с репертуаром кастратов. Вы, например, выпустили диск с ариями, написанными для Гваданьи. Считаете ли вы, что контратенор это самый близкий к кастратам тип голоса?
Не обязательно! Хотя, пожалуй, в случае с Гваданьи (и еще, может быть, Сенезино) это так. Гваданьи пел иногда партии, которые исполнялись также контратенорами. Ведь Гендель сочинял и для контратеноров тоже, об этом часто забывают. Например, он создал партию Давида в «Сауле» для контратенора. Вообще, контратенор часто появляется в его английских ораториях, в «Иеффае», «Семеле», «Деборе». Нельзя сказать, что он писал для кастратов какую-то совершенно особую музыку она ничем не отличалась от остальной его музыки. И в наши дни партии кастратов не составляют труда для контратеноров.
А что насчет силы, объема звука у кастратов?
Мы не знаем, как это на самом деле было. Честно говоря, я думаю, что звучали они не так уж хорошо. Просто они были в очень большой моде. Кастраты это же, по сути, фрики: огромного роста для той эпохи, с переразвитой грудной клеткой.
Считается, что Фаринелли был очень хорош собой...
Не знаю, покажите фотографию! Знаете, это все равно, что сейчас говорить: Каллас была такая или вот такая. Если бы люди той эпохи прочитали рецензии, которые сейчас пишутся, то у них возникло бы ложное впечатление о современных певцах. Нелепо судить о певцах по отзывам о них, тем более о певцах XVIII века. Да к тому же рецензенты, как правило, сами петь не умеют!
Как вы считаете, контратенор это искусственный голос или природная способность?
Нет, конечно, все натуральное! Все, что мы делаем, абсолютно естественно дело только в регистре. Вот таким голосом я разговариваю, а таким (повышает голос) пою. Это способность переключаться в другой регистр. Просто кому-то это дается легче, кому-то труднее. Если бы я развивал свой грудной регистр, я бы пел басом. Правда, это был бы очень средненький бас...
Скажите, а ваша студенческая жизнь напоминала тот разгульный, богемный образ жизни, что описывает в своих романах Ивлин Во?
Ну, это точно не «Возвращение в Брайдсхед»! Это у них там в Оксфорде! Что хорошо в Кембридже вы учитесь три года, потом экзамены, и экзамены это самое важное, а в остальное время вы делаете что хотите. Кто-то работает все время, а кто-то развлекается. Это как в жизни. Я все свободное время проводил на реке Кэм я был профессиональным перевозчиком на плоскодонке, катал туристов по реке. В Кембридже очень популярны такие речные прогулки.
На самом деле, главное отличие нашего времени от времени Ивлина Во или, скажем, Стивена Фрая (который относительно недавно в Кембридже учился, за 20 лет до меня), что тогда ты шел в университет просто потому, что так было заведено, например, в твоей семье. А сейчас попасть в эти университеты стало гораздо сложнее стандарты сильно повысились. Но сюда попадают очень умные люди, которые работают и развлекаются с одинаковым вкусом и пылом. Мне всегда поражало, как студенты, которые мне казались совершенно безумными и богемными, вдруг получали высшую оценку на экзамене. Потрясающие люди и сейчас почти все они знамениты.
И вы тоже...
Ну, я тоже кое-чего достиг, да!
* * *
* Йоэн Дэйвис виолончелист, основатель струнного квартета «Фицуильям», который первым полностью записал струнные квартеты Шостаковича. Квартет плотно работал с Шостаковичем в последние годы жизни композитора. Именно музыкантам «Фицуильяма» Шостакович доверил премьерное исполнение на Западе своих последних трех квартетов.
* * *
Анастасия Архипова, Екатерина Беляева
OperaNews.ru, 22.12.2013 (
источник)