Ещё раз скажу, что в поэзии я не разбираюсь, более того, не особенно интересуюсь (хотя и переводить приходилось, и, как всякий образованный человек, с удовольствием читаю классику). Но, поскольку песенный жанр включает поэзию, я на двух музыкальных фестивалях (Грушинский и «Господин Ветер») побывала у смежников: на поэтических мастерских. Меня интересовало, какая поэзия наиболее востребована, и я получила ответ.
По содержанию: «песня акына». Например: зима, деревня, такой-то забор, похожий на то-то или то-то, за ним - дом (описание дома), старик на крыльце (описание старика внешнее либо его краткая био, в зависимости от задач поэта), мычание коровы и/или лай собаки (сюда тоже метафору). Или: город, дождь, с женой прожили 20 лет, а теперь она изменяет, лир. герой выходит из подъезда, идёт по улице, сворачивает на другую улицу. Ну и так далее. Как ни странно, по-прежнему котируются стихи о тяжёлой доле одинокой женщины бальзаковского возраста в поисках мужика.
В стихотворении должно быть только то, что мы видим вокруг нас: быт и ещё раз быт, фантазия не приветствуется. Из не виденного собственными глазами допускается тематика Великой Отечественной (опционально), но желательно и здесь смотреть на неё со своей точки - вспоминая дедов и прадедов, например.
Примечание. Отсылки к христианству, особенно православной конфессии, допускаются только в следующих случаях: а) поэт участвует в фестивалях или сборниках, посвящённых «традиционным ценностям», б) поэт озвучивает мифологическую версию деятельности инквизиции и христианских миссий в языческих регионах (см. учебники истории советского периода). Но: ветхозаветные аллюзии в контексте истории еврейского народа возможны и приветствуются.
По форме: должны быть исключены даже малейшие недочёты, к рифмам - особое внимание. Чем более оригинальная рифма, тем выше она котируется. За глагольную рифму автор сразу отправляется лесом, вне зависимости от задачи, которую она выполняет в стихотворении.
Внешние данные автора: ограничений нет.
Образование и профессия: допускается не связанное с литературой, если тематика стихотворений лежит в профессиональной области.
Подача: поэт должен быть абсолютно уверен в себе и в том, что его творчество ценно для мира.
Приветствуются изданные сборники (естественно, жюри понимает, что это ничего не значит - в наше время стихи издаются по инициативе и за счёт автора).
Итак, написать и озвучить хорошее, годное стихотворение вполне возможно, даже не будучи профессиональным филологом. Достаточно обладать хорошей грамотностью, богатым словарным запасом, знаниями в области стилистики, а также изучить правила стихосложения.
Стоит также избегать ошибки, происходящей от того, что стихосложение (и ряд других занятий) называется творчеством. Дело в том, что творчество предполагает свободу, а она доступна либо гениям (или очень опытным поэтам), либо графоманам. Остальные действуют в рамках жёстких правил. На мой взгляд, здесь больше подойдёт слово «креативность», то есть интересные идеи, которые реализуются по правилам, а если правила нарушаются, то осознанно, а не интуитивно.