Алкаши, маменькины сынки, липучки - претенциозный взгляд на героев прошлого века

Jan 19, 2020 14:21

Забавно иногда читать отзывы на старые фильмы с точки зрения современного зрителя.
Бывает так, что, пересмотрев фильм много лет спустя, видишь в нём новые оттенки и смыслы. Но это работает, пока не выходишь за рамки контекста. Когда же начинаются эмоциональные разборы полётов с стороны людей, у которых другие ценности, а местами и узкое восприятие, не знаешь, смеяться или плакать.



Вот знаменитый фильм «Москва слезам не верит». Я тоже удивляюсь тому, как успешная женщина, у которой есть всё - должность, деньги, интересная работа, дочь, любовник, хорошая квартира, членство в органах власти, - несчастна, пока у неё нет мужа, не то что совсем абы какого, но лишь бы не был маменькиным сынком. Однако это проблема не конкретной Катерины Тихомировой, главной героини фильма, а советской горожанки 70-х годов вообще. Если копаться в теме, то нужно выйти за рамки киноэкрана и подробно рассматривать период, когда урбанизация уже состоялась, а сайтов знакомств ещё не было. И когда в среде интеллигенции на первый план выходит не просто создание семьи, а любовь.
Гошу (он же… etc.) считают алкоголиком. Господа фанаты ЗОЖ, вы не поверите, но в то время пили все. Не скажу, что это хорошо, но такова реальность. Не пили разве что те, кому здоровье не позволяло, или кто садился за руль.
Алкоголик в фильме - хоккеист. А то, что Георгий после ссоры с Катериной ушёл в запой (а был ли это действительно запой или просто одинокие размышления за бутылкой?) означает только социально одобряемую реакцию мужчины на несчастье. Важным считался самоконтроль после дозы алкоголя, и, вспомним, Георгий приходит к Катерине уже протрезвевшим и приведшим себя в порядок.
Ну и что касается его работы, то директору комбината он не ровня, в чём весь конфликт, однако по советским меркам диким мезальянсом ситуацию назвать нельзя. Он одновременно и рабочий, то есть человек первого сорта, согласно официальной советской пропаганде, и сотрудник НИИ, то есть интеллигенция, высокостатусная неофициально. Кроме того, уникальный специалист.



Другой фильм, который вообще перевернули с ног на голову - «Служебный роман», особенно в той части, которая касается Рыжовой и Самохвалова. Рыжова действительно чересчур навязчива, но, чтобы считать её агрессором, а Самохвалова - жертвой, надо иметь очень вывернутые мозги. Либо подсознательно ассоциировать себя с человеком, который вначале поощряет влюблённую женщину, чтобы вытянуть сведения о раскладе сил в конторе, а потом трусит; даёт читать личную переписку второму по значимости местному треплу, требует разобрать на месткоме влюблённую в него женщину; заслуженно получив по морде от бывшего приятеля, мелко гадит ему за спиной, так, что под раздачу попадает его (приятеля) женщина.
Важно упомянуть следующее. Во-первых, в 70-е не было равенства полов даже на нынешнем убогом уровне. Так что нехороший поступок по отношению к женщине был нехорошим вдвойне. Во-вторых, раньше любовь была самоотдачей, а не воспринималась, как захват чужой территории, поэтому ей многое прощалось.



И в связи с новогодними праздниками пошла волна относительно «Иронии судьбы». Естественно, все на стороне Ипполита. (Тех, кто недоумевает, как можно променять статусного мужчину на простого врача, не принимаем во внимание - у них зрение как у жабы, избирательное.) Но задумайтесь о том, что жизнь с Ипполитом - это постоянный вынос мозга. Не только ревность к каждому телеграфному столбу, но и вечные попрёки. Он даже извиняется с видом: я извинюсь, конечно, но не права ты. Через сколько лет такой лесопилки не захочешь ни машины, ни французских духов? Ипполит не злодей, но они с Надей не подходят друг другу, ему нужна женщина с другим характером.
В адрес Лукашина опять же летят обвинения в алкоголизме. Судят по единственному случаю, который послужил завязкой фильма. А ведь Лукашина вынесло, потому что он двое суток работал, затем наряжал ёлку и объяснялся с Галей. В бане же расслабился и не смог наотрез отказаться, когда друзья поили его крепкими напитками. Нигде не говорится, что Лукашин набирается каждый НГ.



Напоследок пройдёмся по такой теме, как одинокий мужчина, который живёт с мамой (если время не совсем послевоенное, то - с родителями). Ну, тут начинается хор жертв ипотечной кабалы: хоть тушкой, хоть чучелком, но отдельно от родителей! Относительно вменяемые вспоминают, что в Союзе с жильём было не очень. Дальше, как всегда, начинается сравнение Союза - прошлого века - с остальным Западом - века нынешнего. Сами понимаете, в чью пользу. Но дело не только в жилье, также и в разделении обязанностей. Попробуйте всё осилить без круглосуточных магазинов в каждом районе, Интернета, большого выбора ремонтных и сервисных служб. Да, и пожилые люди были под присмотром на случай болезни.



Если подумать, то наши потомки тоже будут в непонятках относительно нашего образа мыслей. Наверное, у них на словосочетания «личные границы» и «хожу в спортзал» будет реакция, как у нас, когда мы видим книгу времён перестройки, где каждое второе слово - «перестройка» либо «гласность», либо «ускорение».

ЗЫ. В основе первой иллюстрации фото с сайта turtle-home.net

глубокая философия в мелкой луже, страна хомячков, кино

Previous post Next post
Up