Новый Иерусалим (III). О музее

Jun 06, 2016 13:59



Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим». Внутренний двор главного здания

Моё желание побывать в Истре и Новом Иерусалиме удачно совпало с выставкой картин И.К. Айвазовского, не только великого художника, но и удивительной личности. Всего 19 полотен - 8 из Фео, остальные из подмосковных музеев. Выставку разместили в затянутом синей тканью тёмном зале, картины были искусно освещены софитами.
Крым, хоть и отставший от «материковой» России, за 150 лет изменился совершенно. Вот Алушта времён Айвазовского - открытое побережье, небольшие дома. Тихий город стал современным шумным курортом с толпами народа, хайтек-дискотеками и полностью застроенным берегом.

Другая выставка,  посвящённая 75-летию битвы под Москвой, называлась «Непокорённые. Русский путь» и производила весьма неоднозначное впечатление. Она состоит из экспонатов, рассказывающих о военной истории России, начиная с Куликовской битвы. А точнее, о войнах, в которых Россия побеждала.
Совершенно неправильным было бы под влиянием этой истории схватиться за оружие и мчаться бомбить Ближний Восток с воплем «мы круче всех». Всё-таки защищать желательно свои интересы, да и воевать при этом поменьше. И помнить, сколько у России было проигранных войн, не представленных на выставке.
Правильно же - не вдаваться в другую крайность. Сколько раз Восточная Русь побеждала, и побеждала «не числом, а умением»!
Больше всего притягивают посетителей экспонаты из Центрального Военно-морского музея. В стеклянных ящиках замерли модели кораблей. Именно к ним, войдя в зал, сразу же бегут дети.
Каркасом выставки стала живопись и графика. Картины указывают путь от войны к войне, от 14-го века к 20-му.
Большинство их создано в последние 30 лет. Чётко просматриваются две тенденции. Несколько картин просто классные: школа сохранилась, традиции живы, и в наше время есть мастера не хуже, чем в прежние времена. Но во многих работах, чем ближе к нашим дням, тем сильнее пахнет то мультфильмами, то реконструкторством. Современное визуальное восприятие во всей красе. Статичные позы, упрощённое выражение лица, много пафоса, цвета и светотень - будто из книжных иллюстраций. На многофигурных композициях большинство - статисты, словно бы не учат, что художник продумывает характер каждого персонажа, даже на заднем плане, его жесты, его реакцию на действия центральных персонажей.

Музей числится самоокупаемым - неудивительно, ведь билет стоит 450 руб. для граждан России, 650 - для иностранцев. Существенные скидки получает семья из 4 человек (т.е. с двумя детьми). Кроме того, музей проводит концерты и другие мероприятия.
Можно брать билет и на отдельную выставку. Но это имеет смысл, если исходил основные экспозиции вдоль и поперёк.
Из инфраструктуры в наличии: кафе (по слухам, обслуживание не быстрое), сувенирно-книжные лавки, бесплатный туалет на территории (зеркала нет), раздевалка.
Здание в целом довольно запутанное и бестолковое. План музея при первом беглом взгляде не обнаруживается. Ходить по зданию можно долго и много: в лучших традициях Замкадья здесь просторно.

Движемся дальше по лабиринту музея.
Экспозиция «Русское церковное искусство XVI - XX вв.» трудна для восприятия обычного человека. Она интересна скорее специалистам-искусствоведам и верующим. Зато перед ними церковное искусство предстаёт во всём многообразии и в развитии. Кроме тщательно и с любовью выписанных на досках икон здесь есть миниатюрные литые иконы. Правда, размещены последние на каких-то масонских пирамидах…
Некоторые предметы церковной утвари можно увидеть с разных сторон в голографических кубах.
Экспозиция «Русское искусство конца XVII - начала XX века» представляет другую сторону искусства - светскую. Живописные и скульптурные портреты, пейзажи - то, что висело на стенах у наших предков.
На минус первом этаже разместилась красивейшая выставка, посвящённая истории Нового Иерусалима. В полутёмном зале - ярко освещённые витрины, огромный колокол, остов кареты. Книги и схемы, иконы. Миниатюрная модель Храма Гроба Господня: на тёмном лакированном дереве - белые орнаменты.

Сложные ходы проводят по всем залам музея и возвращают в фойе. На улице темнеет: собирается дождь. Как бы успеть добежать до экспозиции деревянного зодчества?

есть ли жизнь за МКАД, сказка странствий

Previous post Next post
Up