От Тушино до Новоиерусалимской электричка добежала меньше, чем за час. Я вышла к автостанции через подземный переход и справилась с фотопутеводителем сайта ierusalim.ru. За станцией должен был быть второй переход, через Волоколамское шоссе. Он не бросается в глаза, но по фотографии легко узнать накрытую полукруглым сводом лестницу вниз.
Я уже привыкла, что в подземных переходах Подмосковья нет освещения - только пробивающиеся сверху лучи, которыми отмечены лестницы. Короткий коридор вывел на другую сторону. Замаячила оранжевая плитка торгового центра. Свернув направо, я увидела впереди широкую пешеходную дорогу вдоль шоссе.
Минут через 15 показался мост. В путеводителе красовалась изящная ферменная конструкция светлых тонов, так что возникшее впереди слева психоделическое «кислотное» сооружение было узнано лишь потому, что других мостов поблизости не оказалось.
Скульптуры возле него тоже подтвердили, что я иду правильной дорогой.
Дед, баба и курочка Ряба.
А вдалеке смешались золото солнца и золото куполов, и странный многооконный шатёр под сияющим куполом притягивал взгляд.
История раскола русской Церкви в XVII в. до сих пор тема полемическая, даже «холиварная». Относительно личности патриарха Никона тоже единого мнения нет.
Никита Минин, будущий патриарх Никон, родился во времена Смуты. Царская династия Рюриковичей прервалась. На трон взошла династия Годуновых. Но царь Борис внезапно умер, а сын его не провёл на троне и года, как самозванец, назвавшийся царевичем Димитрием, законным наследником престола, захватил власть, опираясь на враждебную Восточной Руси Польшу. Без малого год - и власть снова сменилась. На трон взошёл Василий Шуйский. И уже на следующий год появился Лжедмитрий-2, aka «тушинский вор».
Через 4 года Василия Шуйского - кстати, непопулярного в народе - свергли, и воцарилась олигархия… на самом деле, правление бояр. Эта пятая колонна сдала Москву и всю страну полякам.
Оккупанты вели себя столь бесцеремонно, что и сами предатели были не рады. Собралось народное ополчение, выгнавшее польские войска. И только в 1613 г., через 15 лет разброда и шатаний Земский собор поставил на царство Михаила Фёдоровича Романова.
Нетрудно представить это время - у нас самих было 15 лет смуты, только царь Борис не тянул не то что на Годунова, но и на Шуйского, а вместо Семибоярщины у нас Семибанкирщина, и за сдувшейся ныне Польшей стоят англосаксы-американцы.
Следует ещё отметить, что контактам России с Западной Европой мешали Ганзейский союз на севере и южнее - Речь Посполитая.
Очевидно, что после таких событий должен пойти крен в сторону усиления центральной власти и сакрализации монархии - монархии национальной, а не иноземной.
Фактически при Михаиле Фёдоровиче было совместное правление - царя и Патриарха. Его отец был насильно пострижен в монашество Борисом Годуновым под именем Филарета. Вернувшись из польского плена, Филарет принял патриаршество, но, по сути, он был более светским, чем церковным человеком. Собственно, Патриарх Филарет был не против поляков на русском троне, однако Россия распорядилась иначе. При нем начинается исправление накопившихся за века неточностей и ошибок в церковных книгах.
В 1645 г. царство принял Алексей Михайлович.
В 17 в. Россия была единственным независимым православным государством - Греция, Грузия, Сербия в большей или меньшей степени контролировались Османской империей; даже константинопольский Патриархат был анклавом внутри Османской империи.
Noblesse oblige.
Символом состояния русской церковной обрядовости на тот момент мне представляется пресловутое «многогласие», когда священник читал один текст, певчие пели другой. Конечно, это преувеличение. Еще в 1551 г. Стоглавый Собор навел порядок в обрядах, но за основу бралась русская традиция, отличная от греческой, сформировавшейся в противодействии еретикам. Патриарх Никон же ориентировался на греческую - в значительной мере с подачи царя.
Итог - раскол русской православной Церкви. Раскол прошёл и между сотоварищами: прежде митрополит Никон и протопоп Аввакум были участниками одного кружка «ревнителей древлего благочестия», занимавшегося исследованиями и приведением в порядок духовной литературы и обрядов.
Противниками реформ были не только протопоп Аввакум, Феодосия Морозова и прочие «медийные лица». «Беспоповцы» и другие сектанты; новгородцы, имевшие зуб на Никона. Полякам усиление Восточной Руси тоже не особенно нужно.
Под тяжестью клеветы давняя дружба царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона распалась. Никон подал в отставку. Враги его добились суда, где обвинения были очевидно преувеличены.
Далее - ссылка, еще более ужесточённая после смерти Алексея Михайловича. Только в 1861 г. царь Фёдор Алексеевич вернул Никона из ссылки. Но Никон умер в Ярославле, так и не достигнув основанного им Новоиерусалимского монастыря.
Источники рисуют человека властного, авторитарного, деятельного. Строгого к подчиненным и внимательного к бедным. Постреформенная иконопись и убранство храмов представляются мне чересчур пышными - куда лучше аскетичные старинные фрески. С другой стороны, Новый Иерусалим выполняет свою задачу: здесь трудно не думать о евангельских событиях.
Уточнения и дополнения к тексту приветствуются.