«Я приду плюнуть на могилу Сартра»

Aug 05, 2013 16:43

Пена дней (L'écume des jours)
Франция, Бельгия, 2013
Режиссёр: Мишель Гондри. По одноимённому роману Бориса Виана.

Вернувшись из отпуска, я полистала свежий номер известного глянцевого журнала. И, дойдя до страницы рецензий, вскричала «Вау!» Борис Виан, Мишель Гондри, Одри Тоту - воистину звёздный состав! Надо срочно бежать в кинотеатр, потому что российская премьера фильма прошла недели 3 назад.
Рецензия… ну, там было от чего выпасть в осадок.
«И эту литературную канву Гондри насытил своими собственными фантазиями: влюбленные летают над Парижем на облаке, прицепленном к подъемному крану, фортепиано смешивает коктейли (причем вкус напитка зависит от сыгранной музыки), свадебная церемония внезапно погружается в воду, а в путешествие пара отправляется в прозрачном лимузине, нашпигованном волшебными приспособлениями».
Сразу вопрос: автор рецензии вообще знаком с книгой?.. Впоследствии, посмотрев отзывы на афише ру, я убедилась, что есть, есть некоторые граждане, которые ухитрились прочесть роман и не заметить пианоктейль.

Ничто не предвещало, что я доберусь до кинотеатра. Но, когда основные дела были сделаны, до начала сеанса в «35 мм» оставалось часа полтора. Кинув на себя верхнюю одежду, а в сумку - очередной том «автора «Уэверли» (тм), я поспешила в центр.
Кинотеатр славится тем, что в нём идут фильмы на языке оригинала с субами. Звук там, правда, в Малом зале всегда был д’Эрьмо, несколько лучше в Большом. Очень рекомендую смотреть фильмы с оригинальной дорожкой, даже на незнакомых языках - откуда вы иначе узнаете, что имя героя (Колен) произносится, как «Колян»? :)

Можно сказать, что фильм оправдал ожидания. Сюрреалистические образы Виана приобрели столь же безумное визуальное воплощение. Стиль, опробованный режиссёром в «Науке сна», естественно подошёл к роману. Текст передан близко к оригиналу, присутствует даже «Жан-Соль Партр», хотя кто сейчас оценит эту карикатуру?
Режиссёр играет с формой, ракурсом, цветом. По мере разрушения мира Колена и Хлои фильм постепенно теряет краски и к концу становится чёрно-белым.

Вполне ожидаемы были и недостатки фильма. Каллиграфическое изящество оригинала исчезло. Гондри очевидно не аристократичен, и местами фильм переходит в фарс. Режиссёр щедро добавил шуточек ниже пояса. Например, в оригинале, где герой получает работу по высиживанию винтовок из железных семян, звучит фраза: «ляжете на них ничком, так, чтобы они пришлись вам между сердцем и печенью» (в другом переводе - аналогично). У Гондри же всплывают ещё, извиняюсь, половые органы.
Коричнево-серый Париж Мишеля Гондри реалистичен. Но - Париж Бориса Виана нереален.
«Застекленный с двух сторон коридор, ведущий на кухню, был очень светлый, и с каждой его стороны пылало по солнцу, потому что Колен любил свет. Куда ни глянешь, повсюду сияли начищенные до блеска латунные краны. Игра солнечных бликов на их сверкающей поверхности производила феерическое впечатление. Кухонные мыши часто плясали под звон разбивающихся о краны лучей и гонялись за крошечными солнечными зайчиками, которые без конца дробились и метались по полу, словно желтые ртутные шарики».
«Эта комната, площадью, примерно, четыре метра на пять, выходила двумя продолговатыми окнами на бульвар Луи Армстронга. Зеркальные стекла раздвигались, благодаря чему весенние ароматы, если, разумеется, таковые имелись снаружи, могли проникнуть и внутрь помещения. Угол у противоположной стены занимал дубовый стол. По двум его сторонам стояли скамьи, а по двум другим - дубовые стулья с подушками из синего сафьяна на сиденьях. Вот и вся меблировка, не считая длинной низкой полки, оборудованной под дискотеку, проигрывателя высшего класса и еще одной полки, симметричной первой, где хранились рогатки, тарелки, стаканы и прочие предметы, без которых цивилизованные люди не садятся за стол».
В первых главах романа много солнца и свободного пространства. Пространство же Гондри загромождено деталями. Здесь он явно вспоминает о своей карьере режиссёра видеоклипов. Быстрый темп, хаос, мельтешение - первая половина фильма утомляет.
Главные герои книги под стать своему фону. Юные, прекрасные, беззаботные. А что мы видим на экране? Колян с квадратной небритой харей. Одри Тоту, конечно, идеально подходит на роль Хлои, и актрису украшает её возраст, только с героиней он не увязывается. Где, так-растак, компьютерные технологии? Это прекрасно, что Гондри не злоупотребляет компом, предпочитая материальные декорации, но здесь очевидно требуется ретушь.

Любопытно читать отзывы на фильм. В них Виан выступает лишь материалом для Гениального Мастера - Гондри. И даже в тех случаях, когда речь идёт о гениальности Виана, не оставляет чувство, что это лишь необходимое условие для того, чтобы Великий Гондри взял его книги в работу. Так публика предпочитает скрипача-виртуоза, играющего быстрое, изобилующее украшениями сочинение, скрипачу, передающему саму суть исполняемой музыки.

Вывод. Фильм, который непременно нужно посмотреть, но пересматривать больше одного раза не захочется, в отличие от «Науки сна».

кино

Previous post Next post
Up