Jul 25, 2010 20:31
Существует книга с популярным автором и названием. Сама книга не слишком популярна, в смысле её часто поминают, но редко читают. "Как перестать беспокоиться и начать жить". Автор, как всем, даже не читавшим, известно, адресует свой порыв людям недогадливым. Американцам. То есть тем, кому надо объяснять по 25 раз, раскладывать на пальцах и тыкать носом.
Однако, результатов что-то не видно. Не работает продукт. Что-то мы такое понимаем, что не понять читателям Карнеги, что мешает нам поверить в истинность его слов. Нет, автор как раз во всём уверен. Возможно, ему-то как раз помогла изложенная философия. А нам?
Может, в книге что-то не так? Выставленная в заголовок сентенция может быть неверна? Может. Если кратко, то косяк может крыться в утверждении "счастливо жить мешает беспокойство", легко выводимом из заголовка. Так ли это?
Человек, ни о чём не беспокоящийся, уверен в себе, в завтрашнем дне, в стабильности в самом абстрактном смысле слова, его всё устраивает. Может, что-то другое имеется в виду? Давайте представим себе "переставшего беспокоиться" (или не начинавшего) не-американца. Человека, который не приходил в голову Карнеги.
Китаец: покорен судьбе, трудолюбив, фаталистичен, уповает на мудрый миропорядок. Он не беспокоится, он делает что должно (и будь что будет, натурально). Счастлив он? Вот он как раз счастлив, в своём понимании вопроса. Не слишком получается ему завидовать, а зря.
Араб: фанатичен, религиозен, уверен в своей правоте, безапелляционен. Он тоже не беспокоится, он верит в справедливость. Деятельную. Он счастлив? Если сформулировать так, чтобы это переводилось, то да. Вот его счастье нам совершенно не близко, но это уже наши проблемы.
Русский... ну хорошо, нет такой нации, есть "пост-советский". Какая-то смесь бурды с интеллигенцией, говорящей на языке, внутри именуемом "Великим и могучим", пишущая на нём с ошибками, но свою культуру имеющая.
Новое поколение вообще не имеет к этому отношения. Это другая цивилизация. Попробуйте взять поколение обезъян из зоопарка и поселите в цирк. Взаимосвязь культур отсутствует. Не о них сейчас речь.
Так вот, о себе мы, как на зло, ничего успокаивающего сказать не можем. Вот так, чтобы о всех своих соседях, сослуживцах, родственниках, знакомых, прохожих... Ничего положительного. И о себе, если быть честными.
Наличие объективных причин и оправданий - фуфло. Полное. Отмазки гнилые.
А беспокойство как же? О, этого добра сколько хочешь! О стабильности с этими людьми можно забыть сразу. Кому что взбрело в голову - так и сюрприз. При этом совершенно никому не интересно что будет дальше. И такие казусы во всём. Жадность есть, а бережливости нет. Суетливость есть, а быстроты нет. Медлительность есть, а размеренности нет. Вот как? А так. Никак не определимся, чем всё же думаем: мозгами, сердцем или... жопой? печенью? чутьём? Чем же, блин!?
Ладно, с национальными признаками закончили. Там всё плохо. Но ведь не каждый персонаж наделён всем комплектом. Что-то же мешает... Не обязательно общее.
Давайте рассмотрим жизнь как деятельность. Для комфортной деятельности нужны: а) условия и атрибутика, б) поступательная результативность, в) конечная результативность, г) если бы речь шла не о жизни, то смысл.
Например? Сон: а) условия темноты, горизонтального положения, тишины, чистого воздуха, мягкой лежанки и подушки, диапазон температур; атрибутика: пижама, ночник, плюшевый мишка, красивые шторы, шёлковые простыни; б) человеку снятся сны и он отдыхает; в) состояния "выспался", "отдохнул"; г) так устроено природой, без этого человек не может.
Как с жизнью? Хреновато. Каждый может сам попытаться заполнить эти четыре пункта. Каково?
У меня получается так: а) условия: вынужденная дырка в бюджете в виде съёмной комнаты, полная неизветсность в смысле карьеры, работа без возможности отпуска или больничного, нет накопления денег, нет хобби, нет интересного отдыха, нет перспектив к изменению данного положения в лучшую сторону; атрибуты: рабочая форма, непритязательная повседневная одежда и обувь в минимальном количестве, дешёвые сигареты, очки, кошелёк, замысловатая фототехника - всё; б) я работаю и от этого устаю, я трачу деньги на фототехнику - техника становится лучше, я трачу деньги на жену - жена жива. Как бы тоже всё... в) Состояние "вот и всё", категория "пережили"; г) узнать, чем всё это закончится, а также свой "рейтинг" в финале.
Теперь по категориям. Что может быть причиной счастья и почему не работает.
1. Богатство. В этом обществе всегда недостаточно. Как правило, с увеличением богатства растёт степень беспокойства по поводу его уберечь и преумножить. Свободное время при этом, как ни странно, уменьшается.
2. Здоровье. Как его ни береги, всё равно исчезает. Поэтому раньше или позже - не принципиально. А беречь его утомительно.
3. Карьера. Трудно назвать карьерой место. Место, в отличии от карьеры, никуда не двигается. Оно имеет два режима: есть и нет. Причём сделать "нет" много ума не надо, а "есть" надо всячески поддерживать. Результат всегда не пропорционален приложенным силам. "Своё дело" чуток увеличивает кратность всех усилий: и риск, и отдачу. В любом случае завещать детям будет нечего, кроме скучных баек.
4. Хобби. Надо иметь огромное самообладание, чтобы при такой результативности не разнести "любимое" хобби на запчасти об пол. Человек, которому интересно клеить кораблики, хотя бы один кораблик склеил. Но мне клеить кораблики не интересно, нет на это достаточно времени и т.п. А то, что вроде бы интересно - результатов не даёт.
5. Любовь. Позволяет выжить и не кинуть всю эту жизнь вообще. Но у "предмета любви" по вышеуказанным пунктам то же самое, поэтому полное ощущение какой-то ошибочности деятельности.
6. Развлечения. Ничего из общеупотребительного не интересно. Пить? И кого это развлекает? Большая часть развлечений невозможна, ибо дорого и долго. Или невовремя. И вообще - на кой?
7. Религия. Не смешите меня. Если меня зацепит религия, можете расценивать это как фразу "я признаю себя неудачником". Даже если бог есть, не вижу смысла ему поклоняться. Хотя вообще-то нет бога, кроме человека, и нет пророка ему.
8. О чём я забыл? Философия. Во многом знании многия печаль. Много понял - сильно расстроился. А знание - это такая коварная вещь... его никуда не денешь. В смысле мастерство не пропьёшь, это да, но "выключить" вредное для тебя знание тоже не выйдет. Необратимо. Факт того, что лучше знание, чем его отсутствие, спорный факт. Отмахнуться? Тоже не выход. Как с этим боролись раньше? А тоже никак. Просто терпели.
Вот и причины счастья.
Если немного посочинять, то на стыке хобби и карьеры у меня ещё что-то есть.
Так вот, даже лишив себя всего, кроме этой работы-увлечения, я всё равно не стану лучшим. Даже просто признанным не стану. Никогда. Потому что развитие предполагает от многого отказ. А этот отказ повлечёт за собой снижение заработка. Поэтому я навсегда останусь просто стабильно неплохим мастером в той части Дела, которая вылезает ногами в сферу обслуживания. Я ненавижу словосочетание "молодой человек". Я, как минимум, "мастер", не столь уж молодой и не вполне уже человек. По имени ко мне тоже обращаться не стоит, я ни с кем не знакомлюсь добровольно, а бейдж не повод. Я вынужден заниматься хернёй в 99% случаев, хотя мне это уже полжизни скучно. И результат мне не нравится уже очень давно. Я всегда знаю эту пьесу на пару актов вперёд. Вот только уходить некуда.
По причине того, что до этого места никто всё равно не дочитает, можно дальше писать полную чушь, и никто не заметит. Что ещё есть в жизни?
Друзья. Как таковые друзья предполагают общение и какое-то сходство интересов. В принципе, логично. Если бы не отсутствие у меня ярко выраженных интересов и полного отстутствия времени на общение. Поэтому друзей у меня нет. Есть люди, которых я называю военным словом "свои". "Своих" я не кидаю. Но излагать им свою философию не считаю разумным. Незачем им это. "Свои" могут быть со мной категорически несогласны во многих вопросах, могут относиться ко мне по-разному, могут считать меня странным и непонятным. Ничего страшного. Как-то автоматически я дозирую себя, чтобы не ушатать других. Иногда не получается, но это не в должной мере это получается, но это не критично.
Психиатры, психоаналитики и другие халаты. Если мы допустим мысль, что они профпригодны, то разговор состоится. Даже не совсем так. Я допускаю, что большей части своих клиентов они в состоянии помочь. Но есть ли смысл мне к ним идти. Проверить "кто кого"? Ставлю на себя. Победа механики над гуманизмом. Только вот радости мне эта победа не принесёт, а делать вид (чтобы не разжижать мозг доктору) я не буду. Потому что в данном случае проблема в первую очередь не у доктора, а у меня. Не он ко мне пришёл.
Творчество. Творчество является отображением действительности, пропущенным через сознание. Учитывая, что у сознания с действительностью такие тёрки, то нафиг надо.
счастье,
перспектива,
философия