УВРАААА! Дождь!

May 25, 2009 20:19

Наконец, после долгой засушливой зимы лупонул настоящий весенний дождь. Со всеми прибабахами, то есть, с молнией, громом и потоком воды с небес.

Нет, конечно, уже были жалкие попытки блистания, Илья-пророк первую партию своих калачей уже пытался провезти. Но это все был тренировочный полет. Несерьезный и жалкий. А сейчас прорвало.

В пятый раз за сегодняшний день тучи над Киевом сгустились, но на сей раз до черноты, и каааак вдарит! С крышы Дома Союзов полетела и гулко шлепнулась оземь какая-то хрень. Мне отсюда не видать, то ли это упало ведро, забытое с осеннего ремонта крыши, то ли отвалился фрагмент отслоившейся за зиму облицовки, то ли зазевавшийся смотритель башни-часов. Хотя нет, смотритель бы не звякнул, а чвакнул.

Всю весну старожилы пугали нас 32-м да 47-м годами, когда за лето не выпало ни капли дождя. Каркали, что так же будет и в этом году. Честно говоря, меня тотальная засуха уже начала удручать. Два дня на даче прошли в плохой погоде, когда поднимался ураганный ветер, в лесу трещали-валились сосны да дубы, где-то грохотали раскаты грома, капали первые капли дождя, которые тут же оказывались последними. Но земля как была пыльной, так и оставалась.

"Це хтось загородив".

Так на Обуховщине говорят, если долго нет дождя. Соль этой фразы: кто-то строил или ремонтировал свой забор во время определенного религиозного праздника, в результате чего на все селение послано божье наказание в виде отстутствия дождя. Религиозных праздников подобного плана - 364 дня в году. В нашей Тарасовке аборигены всегда подозрительно косятся на того, кто копошится возле забора, ворчат на него. Поэтому в Тарасовке заборы все покосившиеся и некрашенные. Вернее, были. По мере исчезновения аборигенов в Тарасовке стали появляться нормальные заборы, разнообразные, вычурные и примитивные, красивые и отвратительные. И дождь начал захаживать в эти края все реже и реже. Может, правда есть какая сермяжная во взаимоотношениях заградительных сооружений с локальным влагостным режимом?

Вообще-то Тарасовка в плане осадков - уникальная. Полюс засухи Киевской области. Везде проливные дожди - в Тарасовке ни капли. Если собираешься с утра в Барышевку, а за окном дождь, смело можно поездку откладывать. Потому что такой же дождь будет и в Барышевке. А в Тарасовку путешествовать по дождю можно не колеблясь. Киев - ливень, Лисныкы - лупит, как из ведра, Пидгирцы - стена дождя, Новые Безрадычи... тут уже начинаются чудеса. На каждом хуторе своя погода. Песок - дождь льет. Рожок - моросит. Ручай - не каплет, но видно, что недавно был. Приближаешься к мосту через Стугну - водораздел. Тут дождь есть или был, а тут вот - нет. Можно переступить через невидимую границу и стоять одной ногой в дожде, а другую сушить на солнце.

Старики говорят, что виной всему бесхозяйственная мелиорация, посредством которой осушили большинство болот в округе для строительства хатынок крутэлыков. Лично я проблему вижу в другом. Тарасовка построена на месте бывшего русла реки Стугна. Сейчас от нее остался несчастный ручеек шириной в заячий скок, а раньше, чувствуется, это была широченная и бурная река с бугристыми глинистыми да белопесчаными берегами. После войны было принято решение прекратить эррозию почвы и обсадить эти холмы сосной. Что и сделали. Даже отобрали для этой цели у людей огороды. Теща 60 лет назад школьницей, будучи присланной из голодранного послевоенного Киева на сельские харчи в более сытую местность, засаживала сосенками огород своих предков. Со временем лес поднялся, залег огромным темным пятном на карте Киевщины. Он уже 60 лет не является нашим огородом, и лет 5 как перешел в чужие частные руки. Но не о том речь. А о том, что теперь сосновый массив, поглощая огромное количество солнечной радиации, нагревает воздух, образовывает восходящие потоки, которые и разгоняют тучи. Сколько раз такое наблюдал, когда идет тяжеленная туча, готовая пролиться проливным ливнем (ага, "падал белый белоснежный снег"), но оказываясь над нашей хатой, вдруг бледнела, сникала, рассеивалась. "Це хтось загородив", произносит теща набившую оскомину фразу.

Иногда теща может вздохнуть: "Та оце покрутить і дощу не буде. От якби хмара йшла з Василькова...". Сколько тысяч раз я слышал эту фразу про Васильков. Но это в самом деле так. Если ветер несет облачность с юго-запада, то есть со стороны соседнего райцентра Василькова, то есть высокая вероятность, что дождь будет. Может, конечно и не будет. Но есть вероятность, что таки будет. В отличие от других направлений. Оттуда - железно не будет. А здесь хоть пару капель упадет - уже благодать. Хотя, какой бы дождь не прошел, недовольство аборигенов присутствовать будет все равно. "От якби такий дощ на нашу землю та й кожний день...", вздыхают старики. Таки да, грунт песчаный, сколько ни лей, а все в прорву уходит. Польешь водой раскаленный песок, а вода до корней растений дойти не успевает, обратно высыхает. Это я все знаю. Но тем не менее, мне это доносят торжественно, будто они являются первооткрывателем этой мысли. Меня жутко раздражают фразы, которые я слышу два и более раз кряду. Особенно, если они исходят от одного и того же глашатая. Отсюда я беленею от "бородатых" анекдотов и приколов, отсюда моя классовая ненависть ко всяким "христовоскресям" и прочим "благим вестям" (слова приветствия, благодарности и извинения к этому не относятся). Поэтому, дабы не слышать набившую оскомину фразу, хватаю дождевик и бегу под дождь гулять. Впрочем, можно и без дождевика. Потому что у нас дождь не идет, как у всех нормальных людей, а брыжжет. Так и говорят: "Дощ побризгав", вместо того, чтобы сказать: "Дощ пройшов".

Есть еще масса аборигентских словесных оборотов, на которые у меня идиосинкразия. Но это уже тема другой заметки, потому как к дождю они никакого отношения не имеют. :-)

Тарасовка, дождь, дача, Обухов

Previous post Next post
Up