(no subject)

Jan 12, 2007 11:21

Как часто, стремясь сказать что-нибудь умное, мы, напротив, как минимум выдаем свою неосведомленность...
Возможно, данный мой пост тоже будет соответствовать этому утверждению, но уж не обессудьте=))
Не так давно мне довелось присутствовать на одном весьма почтенном собрании. Все собравшиеся - с высшим образованием (за исключением студентов старших курсов), добрая часть с учеными степенями... Среди председательствовавших на собрании был Н. - всеми уважаемый человек, канд. ист. наук, чрезвычайно эрудированный, объездивший пол-Европы и т. д.
Выступает некая госпожа. Рассказывает о пребывании в Новгороде Сергея Рахманинова, в связи подготовкой к сооружению у нас памятника этому великому композитору. И произносит, в частности, следующее: (здесь и далее не ручаюсь за точность цитаты)
- Живя в Новгороде, Рахманинов переписывался с Модестом Чайковским...
Вас ничего не покоробило в этой фразе? Н. покоробило. И он сделал ремарку:
- Вы, вероятно, хотели сказать "с Модестом Мусоргским"?
- Нет,- уверенно ответила госпожа,- с Модестом Чайковским.
А теперь комментарий. Даю его на максимально упрощенном уровне, чтобы избежать какой-либо недосказанности.
Подавляющему большинству наших сограждан известно, что композитора Чайковского (который был педерастом, но мы его любим не только за это) звали Петр Ильич. Этому же большинству известен и другой композитор - Модест Мусоргский, современник П. И. Чайковского. Пожалуй, это единственный столь широко известный у нас в стране Модест.
Зато значительно меньше известно, что у композитора Чайковского был брат Модест, который, помимо прочего, написал ряд либретто к произведениям Петра Ильича и издал его подробную посмертную биографию.
Кроме того, Мусоргский и П. И. Чайковский с одной стороны и Рахманинов с другой стороны - композиторы, в общем-то, разных эпох. Если творчество первых полностью укладывается в рамки второй половины XIX в., то Рахманинов - деятель преимущественно XX в. Не буду лгать, точные даты жизни я посмотрел уже позже, но утверждение о том, что Рахманинов мог переписываться с Мусоргским не могло не насторожить изначально.
Так вот, к чему я всё это? Да, собственно, к тому, с чего начал. Никакая образованность и эрудиция не может гарантированно защитить нас от "подсаживаний в калошу". Как-то даже грустно стало от осознания этой простой, по большому счету, истины...
Previous post Next post
Up