Инструменты сознания: Уровень 1. Шаг и Объект

May 15, 2014 19:05


Этот пост является дополнением поста про инструменты сознания.

Это самый первый уровень, на котором начинается изучение любой предметной области. Без явного или неявного изучения этого уровня, дальнейшее изучение предметной области не возможно. Элементами этого уровня владеют почти все живые существа, плоть до некоторого подуровня даже и растения.

Это мир условных и безусловных рефлексов. Причем здесь подразумеваются как рефлексы действия, так и рефлексы восприятия. На этом уровне изучаются на объекты и простые действия с ними. Каждый объект воспринимается как неделимый атом, которые позволяет только простые действия.

Нужно отметить, что Ж. Пиаже подразделяет эту сенсо-моторную стадию на многочисленные под-стадии. И в его модели это имеет смысл, так как он изучает развитие ребенка, для которого освоение каждого подуровня занимает длительное время.

У Коммонса это следующие стадии:
  1. calculatory
  2. sensory or motor
  3. circular sensory-motor
  4. sensory-motor
  5. nominal

Здесь тоже можно видеть несколько под-стадий.

Для взрослых, этот уровень часто дается неявно, и обучение часто уже фокусируется на следующем уровне, а элементы этого уровня даются явно или неявно. Для анализа профессиональной деятельности и профессионального обучения эту область нужно знать и уметь давать материалы этого уровня, но этой областью нельзя ограничиваться, так как возможности человека на этом уровне весьма ограниченны.

Психологию этого уровня изучал бихевиоризм. Дж. Б. Уотсон сознательно ограничивался этим уровнем, и отрицал более высокие уровни. Б. Ф. Скиннер и другие последователи пошли чуть дальше, и затронули элементы следующего уровня в необихевиоризме.
Примеры

Когда изучаются танцы, на этом уровне даются элементарные движения ногами и руками, пока не связанные в нечто большее. Часто в обучении танцам, этот уровень просто пропускается, и сразу даются па, которые являются сочетанием простых движений. Однако, из-за движений высокой сложности база часто оказывается недостаточно простроена. И для сложной двигательной активности вроде танцев или боевых искусств, этот уровень возможно нужно еще больше детализировать, для того, чтобы проходить подуровни этого уровня последовательно. Дети не просто так не могут его освоить сразу, на каждом подуровне есть свои сложности, которые требуют определенного времени на освоение.

В технических системах, на управляющими элементами этого уровня являются простые переключатели и регуляторы. Выключатель света, кнопка включения на чайнике, и переключатель мощности на электрической или газовой плите, регулятор громкости на динамике.

В живописи, это простые действия вроде разбрызгивания краски по полотну. Есть даже жанры живописи, где «художники» ничего другого не делают.

Математики на этом уровне практически нет, так еще нет отделения формы от содержания. Понятие числа уже требует мышления следующего уровня.
Ценности

Центральной ценностью этого уровня является немедленный результат. Действие может быть каким угодно, но если результат достигнут, то все хорошо. Если человек не понимает, какого немедленного результата он достигнет, то он ничего не будет делать.

Отложенные результаты тоже не интересуют человека на этом уровне. Если сегодня насытились, то завтра - это будет завтра. Человек вполне может забить корову на мясо, несмотря на то, что корова обеспечивала бы молоком гораздо большее время, чем хватит мяса.
Координация

Нужно разделять два вида координации, координация через консенсус, и координация с верху.

Координация через консенсус на этом уровне осуществляется в стадах животных, просты действия вызывают простую реакцию. Например, паника - пример такой координации.

В современном обществе координация через консенсус на этом уровне осуществляется достаточно редко: либо когда более сложные системы управления не доступны, либо требуют через-чур много времени. Классическим примером может являться команда «замри» подаваемая жестом, крик или сигнал «пожар», который подразумевает немедленную эвакуацию.

Явная координация сверху, на этому уровне осуществляется достаточно редко, примером является, когда просто тыкают пальцем в предмет и называют его, или когда показывают движение или даже проводят человека через это движение. Обычно это случается в контексте обучения, когда человек показывает объясняет, как делать какой-либо шаг, человеку, который вообще ничего не знает (условный уровень 0).
Общество

Современное общество практически не существует на этом уровне, и группы людей оказываются здесь только в результате серьезных кризисов. Например, это может быть группа людей, подчиненная задаче немедленного выживания.

Однако, известен пример, когда в результате какого-то кризиса, одно племя частично деградировало до этого уровня. Это племя Ик (северная Уганда, данные на 1978). Этот случай описан в книге J.A. Tainer, The Collapse of Complex Societies (стр. 17-18).

В спиральной динамике, это часть бежевого уровня (выживания).
Обучение

Задачей обучения на этом уровне является умение распознавать элементарные стимулы, производить правильные реакции, и умение выдавать правильные реакции на стимулы. То есть, что накопление и отработка условных рефлексов.

Недостаточное или неправильное обучение на этом уровне может вызвать проблемы на последующих уровнях.
Магия

У каждого уровня развития есть свое представление о магии предметной области. Магия в каком-то смысле является идеалом уровня, но по факту этот идеал не реализуется. На уровне шага и объекта, есть три подвида магии.

Первым подуровнем магии шага является магия желания. Она характерна для ситуации, когда человек еще не достиг номинального подуровня (то есть, еще не знает слов). Она выражается в немедленном результате даже без наличия действия. Эта магия часто характерна для женских романов. Результат просто случается в результате действий либо благожелательной внешней силы, либо неких врожденных способностей. От человека не требуется понимать, как это происходит и даже делать что-либо для этого. В некотором смысле это идеал грудного ребенка, не нужно ничего делать, молоко в рот получается, когда надо, и подгузники меняется на сухой тоже, когда надо.

Некоторым усложнением этого уровня является магия действия. Какое-то простое действие приводить к немедленному результату. Примером такой магии является: постучать по дереву, перекреститься, скрестить пальцы, плюнуть через плечо, и т. д. Использование силы у джедаев из Star Wars, где-то на этом уровне. Опытные джедаи комбинируют элементы в структуры более высокого уровня, но базовые элементы не меняются.

Еще более сложная магия - это магия слова. После того как мы поняли, как объект называется, у нас автоматически появляется возможность проводить все операции, связанные с этим словом. Если эта кошка, то ее можно гладить или дергать за хвост. Это представление о магии имен хорошо описано в цикле У. Л. Гуин «Земноморье». Этот же уровень магии так же используется в колдовстве палочкой в Гарии Поттере, человек машет палочкой, называет эффект, и получает немедленный результат (алхимия в Г.П. - это магия следующего уровня). Магия в компьютерных играх как правило этого уровня: простой триггер (нажатие на клавиатуре или мышкой) - немедленный результат.
Маркеры

Маркером этого уровня является сложность состыковывать действия для достижения результата. Человек может уметь делать все три действия по отдельности. Но будет сильно путаться в порядке их выполнения.
Кризис

По теории, развиваться находясь на этом уровне можно бесконечно: можно все более точно распознавать атомарные входные стимулы, и все более точно формировать атомарные реакции. Большинство животных, живет на этом уровне. Но есть определенные сложности, которые мешают это сделать.
  • Не всегда, что-то можно сделать с помощью одного атомарного объекта. Часто нужен инструмент для достижения цели.
  • В генах может быть заложено только ограниченное количество стимулов (безусловные рефлексы и инстинкты), остальное приобретается как условные рефлексы. Для большего различения стимулов, и приобретения полезных реакций нужно большое время, а время жизни организма ограниченно.

Выходом из этого кризиса является уже следующий уровень: комбинации и рецепты.

философское, много букв, развитие 2.0, психология

Previous post Next post
Up