Blue is the gayest color
История любовной связи, рассказанная Абделатифом Кешишем в «Жизни Адель», навряд ли привлекла бы к себе особое внимание, не будь в стандартную схему встретились-полюбили-поссорились-разбежались внесена одна деталь - в фильме речь идёт об отношениях двух девушек. Первая, Адель, главная героиня, играет в паре «женскую» роль. Она наивна, не уверена в себе, непоследовательна, плачет по пустякам, и хоть периодически и демонстрирует житейскую практичность, к жизни во взрослом мире явно не готова. В свою очередь, Эмма - полная противоположность Адель: волевая, решительная, целеустремлённая. Она старше, уже видит определённый смысл в жизни и имеет своё её понимание. Адель терпеть не может морепродукты, Эмма их обожает - режиссёр подчёркивает противоположность своих героев всеми доступными средствами. Но, как известно, противоположности как раз и сходятся.
Сложно сказать, что для Кешиша могло бы быть центральной темой киноленты. Фильм получился разноплановым: тут история и любви, и поиска себя, и взросления, и творчества. Само собой, затронутой оказалась и тема конфликта представителей нетрадиционной ориентации и общества, необходимости скрываться и прятать своё истинное я. Тщательно отражена и специфика отношений двух юных лесбиянок; с явным удовольствием режиссёр провёл немало времени, стоя со свечкой у постели героинь. Что, кстати, наверняка тоже поспособствовало росту зрительского интереса к фильму. Всё-таки, такое в кинотеатрах показывают редко.
Но что можно сказать о картине в целом? Что наилучшим образом её характеризует, и в наибольшей степени бросается в глаза? Нет, не сюжет и не актёрская игра, и даже не провокационность выбранной тематики, но способ подачи всего вышеперечисленного, авторский почерк, стиль. «Жизнь Адель» - местами практически документальное кино. Всё в фильме работает на повышение доверия зрителя к происходящему. От манеры съёмки с расстояния вытянутой руки, когда даже головы актёров с трудом влезают в кадр, до концепции, что лучший способ заглянуть герою в душу - это засунуть ему камеру поглубже в рот, желательно, когда он занят поглощением еды, ну или, в крайнем случае, рыдает в три ручья, и сопли, медленно стекая… Так снят весь фильм. Реалистичность также подчёркивает кастинг: Адель и Эмма и вправду идеально дополняют друг друга - постаравшись, из них двоих можно было бы сложить хотя бы одну симпатичную девушку. В копилку достоверности падают и диалоги: убогая лексика, навязчивые паузы и провисания - что вы хотели? Всё как в жизни! И, кстати, о последней. Авторская манера в какой-то момент отвлекаться от своих героев и начинать показывать окрестности, играющих детей, воспроизводить приличными кусками уроки литературы во французской школе и тому подобное, тоже, по идее, должна способствовать более глубокому погружению зрителя в фильм. Но происходит ли это?
Нет. Какой-то извращённо натуралистский, почти что энтомологический подход, позаимствованный Кешишем у несколько раз за фильм упомянутого Сартра (в особенности из его романа «Тошнота»), оказываются тут ни к месту. Там, где философ демонстрирует «омерзительную картину обнажённого бытия, лишённого покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи» дабы создать атмосферу страха, отчаяния и безысходности, режиссёр, используя те же приёмы, в ответ ждёт зрительского сопереживания и веры в происходящее на экране. Да, то, что показывает Кешиш, жизненно: от макаронного соуса на подбородке и соплей заплаканной девушки, до сцены трибадии и прочих лесбийских радостей. Всё естественно, всё как у всех, но именно поэтому при просмотре ленты вместо сопереживания возникает странное ощущения, будто наблюдаешь не за героями картины, а занимаешься как бы разглядыванием самого себя. И вот от этого становится по-настоящему неуютно.
Спасибо
bublinenka за вдохновление меня на все умные мысли в данном тесте =)
// Написано в рамках работы клуба Центрального Дома журналиста "Разбор полётов".