Постоянно участвуя в джэмах, мы видим разные подходы людей к этому процессу. Кто-то приходит чтобы просто поиграть, выплеснуть то, что накопилось. Некоторые хотят попробовать разные инструменты. Многие играют ради тренировки и чтобы просто приятно провести время. Есть такие, кто даже особо не играет, а больше общается, тусуется. Иногда появляются музыканты, реально чувствующие и налаживающие связь через музыку, а другие ещё только учатся и осваивают разные приёмы. Ведь это хорошая возможность посмотреть на хорошую игру профессионалов и прокачать новые фишки и особенности техники.
Но иногда на джэм приходят люди, которые не понимают сути джэма в принципе. Они тоже музыканты и зачастую неплохо играют и поют. Но, захватив внимание публики, эти ребята выдают одну за другой известные и не очень песни. Не свои даже, а набор всемирно популярных лед зеппелинов, роллингов, бобов марли и прочих макферинов. А иногда доходит до классики кантри и это может продолжаться часами. Репертуар такого «джэма» зависит от национальности и любимого стиля гордого исполнителя. В таком ключе мы могли бы с Леной засесть на весь вечер и перепеть какого-нибудь чижа с шевчуком и цоя, разбавляя всё это аквариумом и пятницой. И тогда это начнёт напоминать те самые «лестничные джэмы» пятнадцатилетней давности, когда пацаны и девчонки сидели с гитарами в парадняках и бухали под русский рок на раздолбанной гитаре.
Так как на джэм приходят разные люди и все хотят поиграть друг с другом, то большинство становится заложниками ситуации и вяло подыгрывают изжёванным песням. Конечно, иногда классные музыканты собираются и ради прикола зарубят какой-нибудь старый рокнролл, чтобы взбодрить народ, но это действительно получается супер и я не об этих редких случаях. Речь об эгоистичных «звёздах», оккупирующих микрофон и самозабвенно транслирующих в него чужие мысли под чужую музыку. Чтобы прочувствовать это, можно представить себе человека, постоянно говорящего цитатами и декламирующего в разговоре целые главы из любимых книг. Все ожидают, что он наконец скажет что-то сам, но вот опять пошёл музыкальный копи-пэйст.
Надо отметить, что я очень люблю многие из этих песен и их авторов. Я с радостью послушаю их в хорошем исполнении. Если захочу. Я, наверное, пойду на концерт или специальный фестиваль и не потащу с собой инструменты. И этот концерт, наверное, не будет называться джэм. )
Загвоздка в том, что слушатели вполне рады таким гастролёрам. Народ подвыпил, расслабился и тут как раз такие родные и ностальгические мелодии, под которые можно даже подпевать. Все дружно соединяются в общей радости бездумного повторения и переживания запечетлённой в песни эмоции. Это классно, приятно и весело. Но это не джэм. Это не то, что мы называем общением через музыку. Никто никому ничего не рассказывает, никто никого не слушает. Просто у кого-то недостаток общественного признания.
Сегодня мы столкнулись с этим в лице двух тайцев. Ребята не обращали внимания ни на какие попытки поймать с ними контакт - они просто играли то, что хотели сыграть. Им было совершенно всё равно - какой тон у диджа или какие аккорды берёт другой гитарист или басист, или какой там ритм задаёт ударник. У них играет своё в голове и они пришли сюда не за тем, чтобы общаться. Они просто сосут из слушателей
профит и довольны этим. Все остальные либо равняются на них, либо отдыхают. Практически на каждом джэме бывают такие моменты, но сегодня это продолжалось не один час. Удивительно - так долго играть с музыкантами и не почувствовать даже намёк на то, что они слышат нас. Я даже пытался с ними договориться, но встретил полный игнор.
А как хотелось бы установить связь на уровне музыки с этими кучерявыми парнями. )