Московские власти ускоряют закрытие троллейбусной сети?

Nov 01, 2016 15:23


С момента снятия линий троллейбуса в центре Москвы и сопровождавшей его протестной кампании «Москвичи за троллейбус» прошло почти полгода. За это время фокус общественного внимания к теме сохранения в городе этого вида транспорта, к сожалению, существенно ослаб. А часть неравнодушных к данной проблеме граждан и вовсе почему-то уверовало в то, что угроза дальнейшей ликвидации троллейбусной сети в Москве отпала.

Между тем, ситуация с подвижным составом московского троллейбуса продолжает только ухудшаться. Минувший октябрь ознаменовался целой серией связанных с этим печальных новостей, обзор которых предлагается вашему вниманию ниже.



Фото - verbounty, TransPhoto
Закупки в поисках нового дна
Как вы наверно помните, в конце марта Департамент Транспорта Москвы официально подтвердил, что почти треть троллейбусного парка города выработало свой ресурс: «более 430 машин требуют немедленной замены». При этом, несмотря на то, что в последний раз новые троллейбусы поступали в Москву ещё в начале 2013 года, план закупок Мосгортранса в начале этого года предполагал приобретение лишь 79 троллейбусов, из которых 12 должны были быть с увеличенным автономным ходом (УАХ). Весной, когда уже стало широко известно о планах ликвидации троллейбусных линий внутри Садового кольца, количество планируемых к покупке троллейбусов уменьшилось до 60. Однако при этом обладать УАХ, т.е. возможностью передвигаться на большие расстояния без использования контактной сети, должны были уже все 60 машин.

Осенью же, когда общественный интерес к проблеме снятия троллейбусных линий в Москве поугас, планы закупок новых машин Мосгортрансом были сокращены до минимума. И в итоге в начале октября был наконец объявлен конкурс на поставку лишь 20 троллейбусов. Они обойдутся перевозчику в 13,4 млн рублей за штуку и будут обладать возможностью только обычного автономного хода на случай нештатных ситуаций. При этом, как показывает опыт прошлогодних тендеров, совсем не факт, что закупка даже этого мизерного количества «рогатых» машин в итоге реально состоится.

Восемь-восемь, десятину просим

Аналогичная ситуация складывается с широко разрекламированным возрождением Мосгортрансом собственного производства троллейбусов на заводе СВАРЗ. В июне под вспышки фотокамер приглашённых на осмотр предприятия многочисленных пиар-блогеров и журналистов громогласно анонсировалась сборка 88 троллейбусов для нужд Москвы. Однако сейчас, когда страсти поутихли, были объявлены тендеры на поставку лишь 8 комплектов различных деталей для производства модели СВАРЗ-МАЗ-6275.

При этом не факт, что даже эти 8 троллейбусов будут произведены для собственных нужд Мосгортранса, а не уйдут сторонним заказчикам. На днях стали известны результаты конкурса на поставку одного троллейбуса в Санкт-Петербург. Его победителем стал дилер завода СВАРЗ АО «Автотехком». Поэтому весьма вероятно, что питерский ГУП «Горэлектротранс» в конце декабря получит СВАРЗ-МАЗ-6275, изготовленный московским коллегой-перевозчиком. Троллейбус обойдётся бюджету северной столицы в 14,8 млн рублей.

Таким образом, несмотря на огромную потребность в обновлении подвижного состава, измеряемую почти пятью сотнями троллейбусов, Мосгортранс получит в следующем году в общей сложности лишь 28 новых машин в лучшем случае. Однако, это лишь ещё цветочки.



Фото - Федин Кирилл, TransPhoto

Гуманитарка с барского плеча

В дополнение к практически полному прекращению обновления подвижного состава московские власти придумали ещё один способ, как дополнительно ускорить сворачивание троллейбусной сети в Москве. После сопровождавших весной снятие троллейбуса в центре громогласных заверений руководителя Департамента Транспорта Москвы Максима Ликсутова и мэра Москвы Сергея Собянина в том, что ни один московский троллейбус не будет списан и порезан, а все они будут переведены на усиление работы оставшихся маршрутов за пределами центра города, внезапно выяснилось, что часть «рогатых» машин отправилась совсем в другие места. Сократив практически до нуля закупки новых троллейбусов, московское руководство решило и имеющийся подвижной состав частично раздать в качестве гуманитарной помощи в другие города РФ.

Так в начале октября в Саратов и Тулу начали поступать партии соответственно из 20 и 25 принадлежавших Мосгортрансу троллейбусов. И если отправку в Саратов двух десятков уже почти полностью выработавших свой ресурс машин 2003-2004 г.в. устаревшей модели БКМ-201 ещё можно как-то понять, то в Тулу неожиданно ушли самые новые из имеющихся в Москве троллейбусов. Это 25 «Мегаполисов» 2012 г.в., оборудованных кондиционерами и автономным ходом. Многие из них как раз работали на недавно ликвидированных в центре Москвы маршрутах, на которые в последние годы было принято выставлять образцово-показательный подвижной состав. И эти троллейбусы должны были служить столице ещё достаточно много лет. Поэтому их бесплатную передачу в другой город на фоне острой нехватки современного подвижного состава в самой Москве трудно объяснить кроме как желанием досрочно выполнить план «реформирования» троллейбусного движения до 2020 года путём вывода из эксплуатации троллейбусов и замены их на автобусы. Ведь только за счёт этой странной благотворительности парк московских троллейбусов сократился на большее число единиц, чем все планируемые в этом и следующем году поставки новых машин.

Кстати, сейчас ген. директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в своих выступлениях на радио и саркастических комментариях в своём Фейсбуке категорически отрицает существование такого документа: «Никаких планов по ликвидации троллейбуса в городе Москве нет и быть не может.»

А вот в январе 2014 года он был более откровенен и в интервью телеканалу «Москва-24» прямо увязывал сокращение (а фактически полное прекращение) закупок новых троллейбусов, с намерениями заменить их на автобусы: «Приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы.»

Ещё минус 30

Впрочем московские троллейбусы не только передаются в другие города, но и просто активно утилизируются, несмотря на вышеупомянутые заверения Ликсутова и Собянина в обратном. Так согласно базе данных сайта TransPhoto только за октябрь Мосгортрансом было списано 19 машин. А за предыдущие 4 месяца с мая по сентябрь в последний путь отправились ещё 11 троллейбусов. Таким образом, с момента майского погрома троллейбусный парк Москвы в общей сложности уже сократился на 75 единиц: 45 машин передано в другие города и 30 списано.

В результате же ликвидации маршрутов внутри Садового кольца, как известно, освободилось не сильно большее количество подвижного состава - 88 троллейбусов. Т.е. пресловутое усиление периферийных маршрутов, которым московские чиновники оправдывали троллейбусный погром в центре, фактически не состоялось. И на троллейбусных линиях за пределами Садового в настоящее время работает почти столько же единиц подвижного состава, что и весной. И это несмотря на то, что ген. директор Мосгортранса Евгений Михайлов в конце марта на круглом столе в ВШЭ заявлял необходимости дополнительно выпустить на городские улицы 131 троллейбус для компенсации отменяемых маршруток.

Также постоянно переносятся сроки появления в городе 12 троллейбусов «Тролза» с УАХ, заказанных в прошлом году. Первоначально, они должны были поступить в Москву ещё летом, затем - в начале октября. А в недавнем интервью ген. директор Мосгортранса Евгений Михайлов назвал очередной срок появления этих машин - 20 ноября.

Временное станет постоянным?

Затягивается на неопределённый срок и возврат «временно» снятых ещё 7 июля из-за благоустроительных работ на Садовом кольце маршрутов троллейбусов №3, 10, 39, 47, 79, Бк, Бч. Несмотря на то, что изначально официальный портал мэрии Москвы обещал возобновить работу этих троллейбусов ещё 20 августа, а на дворе уже ноябрь, по данным маршрутам до сих пор ездят автобусы-заменители. При этом высока вероятность, что как минимум некоторые из них так и останутся автобусными навсегда.

Так несмотря на то, что дорогостоящая реконструкция участка Садового кольца по официальной версии была чуть ли не в первую очередь затеяна для спрямления маршрутов наземного транспорта, на этих самых спрямлениях почему-то «забыли» предусмотреть контактную сеть троллейбуса. Она отсутствует на повороте с Садового кольца на Барикадную улицу через Кудринскую площадь для троллейбуса №79 и на повороте с Долгоруковской улицы на Садовое для троллейбуса №3. Поэтому либо эти маршруты при возврате троллейбусов будут по-прежнему наматывать лишние петли, либо так и останутся автобусными, что более вероятно. Тем более по некоторым данным после списаний и передачи троллейбусов в другие города у Мосгортранса элементарно уже не хватает подвижного состава для возврата всех «временно» снятых маршрутов.

К тому же с другой стороны троллейбусы были сняты на время реконструкции Садового кольца, которая продолжится и в следующем году. Поэтому в принципе московское руководство имеет полное право сделать вид, что речь шла про завершение работ на всей улице целиком и вообще откладывать возврат туда троллейбусов ещё как минимум год или два. Пока Садовое, наконец, не попадёт в следующий этап секвестра троллейбусных линий в Москве. Тем более, что проектная документация реконструкции изначально предусматривала ликвидацию контактной сети на всём протяжении кольца.



Бестроллейбусная магистраль

Перспективы оставшихся маршрутов троллейбуса тоже не очень радужные. В начале октября была запущена новая маршрутная сеть наземного транспорта в центре под названием «Магистраль». Правда, действительно, новых маршрутов в ней оказалось не так уж и много. Основной же костяк сети составили бывшие и пока ещё действующие в центре троллейбусные маршруты, которым дали новые номера с буквой М в начале. И эти переименования, как подозревают многие, произведены не только ради имитации бурной деятельности, но и являются предвестником продолжения ликвидации троллейбусных линий в Москве. Ведь, как сообщается, эти «эМки» придумали, в том числе, чтобы у данных маршрутов не было привязки к типу подвижного состава.

Кроме того, анонсировано превращение на следующем этапе внедрения «Магистрали» ряда ныне тупиковых (заканчивающихся на «Китай-городе») маршрутов в диаметральные (проходящие центр насквозь). В частности троллейбусный маршрут м8 (бывший 45) планируется объединить с автобусным м10. А троллейбус м7 (бывшие 16 и 63) собираются продлить на Новый Арбат, где была ликвидирована контактная сеть в этом году. Соответственно, эти манёвры предполагают заодно и «вынужденную» замену подвижного состава этих маршрутов на автобусы и дальнейшее снятие троллейбусных линий ещё как минимум на Николоямской, Солянке, Яузской и Верхней Радищевской улицах.

Впрочем, учитывая всё нарастающий дефицит подвижного состава и ранее озвученную потребность в списании более 430 троллейбусов, «малой кровью» в виде ликвидации оставшихся линий внутри Садового кольца следующий этап троллейбусного погрома вряд ли ограничится. В ситуации практически полного прекращения новых закупок для высвобождения такого количества «рогатых» машин понадобятся более серьёзные меры. Например, нельзя также исключать и снятие троллейбусов на Ленинском и Рязанском проспекте с переводом маршрута м1 (бывшие 33, 62 и 84) на дизельную тягу и превращением троллейбуса 63к в автобус Т63.

Мосгортранс, Троллейбусы

Previous post Next post
Up