Желание съездить в страны западной Европы у меня возникло уже давно. В 2006 году
мы с моим другом Сергеем с рюкзаками за плечами проделали путь из Москвы в Берлин
через Финляндию-Швецию-Данию. Передвигались на паромах и междугородних
автобусах, останавливались у наших знакомых. В то время ни у кого из нас не
было машины, однако от той поездки мы получили массу впечатлений, хотя и к
устали к концу, таская на себе тяжелые рюкзаки.
В этот поход мы собрались втроем - я, моя жена Оля и Сергей. Поездка обещала быть
более легкой и приятной - передвигаясь на машине, рюкзаки таскать не надо, да и
в Европу едем не в первый раз. За рулем буду находиться я один - у Сергея и Оли
опыт практического вождения почти нулевой.
28-е июля
Приезжает Сергей из Красноярска. В это время в Москве стоит
аномальная жара, которая уже немного поднадоела. С окрестных торфяников начало
тянуть гарью. Белый прозрачный дым заполняет пространство между домами, лезет в
открытые окна, першит в горле. Вечером термометр показывает 35 градусов снаружи
и столько же внутри. Чтобы хоть как-то спастись, ночью приходиться спать на
полу - на улице все-таки 27 градусов ночью, а не 34, как в комнате. Сергей теплого
лета в этом году не увидел - дома у него постоянно шел дождь, и коты от холода прятались под одеяла, поэтому жара для него была в радость.
Сергей - любитель туризма с рюкзаком за плечами. В это лето
он успел побывать в горах Средней Азии, залез на какие-то пики с ледорубом,
веревками и кошками. Теперь вот мы пригласили его съездить с нами в
путешествие, где не надо на себе таскать снаряжение. Однако туристические
предпочтения Сергея наложили отпечаток на наш поход - по его настоянию мы набрали
продуктов в расчете на автономное питание на все время путешествия. Одна из
сумок оказалась полностью набитой консервами, концентратами, крупой… Я был
против этого, вроде бы не в горы идем, магазины по пути встретятся, да и цены
там “у них” не выше наших, но Оля с Сергеем меня не послушали.
Сергей в этот же день подает заявление на финскую визу. Тем,
кто живет более, чем за 1000 км от финского посольства, финны выдают визу за один
рабочий день плюс день-два на пересылку из пункта выдачи виз в посольство и
обратно. Прежде чем ехать за документами, можно через Интернет посмотреть,
пришли ли они, или нет.
30-е июля
Сергей получает финскую визу, возвращается поздно - в 14
часов. По плану у нас сразу после этого выезд в Питер, но ехать в ночь не
хочется, решаем отложить выезд на следующий день.
31-е июля
Загружаем машину. Вещей оказалось “неожиданно” много, да еще
эта неподъемная сумка с консервами... Все не влазит в багажник, часть кладем в салон
на заднее сиденье.
Долгожданный старт. Выезжаем из Москвы без особых затруднений - пробок почти нет.
На подъезде к Твери на дороге появляются длинные отрезки продавленного
гружеными фурами асфальта. Колея от них такая, что легковушки едут, боясь
зацепить днищем выдавленные наверх борта колеи. Путешествуя по Европе, мы нигде
не видели ничего подобного. Наверное, в нашем асфальте было слишком много
битума и слишком мало песка и щебня - кто-то хорошо сэкономил на материалах.
Или может, просто сделали асфальт из того, что было, не заботясь о соблюдении
технологии. Так это или нет, но в некоторых местах глубина колеи достигала 15-и
сантиметров.
Колея с “правильной” прямоугольной формой сечения.
На фотографии видна изломанная
тень от бампера “Волги”- она повторяет поперечное сечение дороги. Даже ее водитель снижал скорость и боялся цепануть днищем, что же говорить о нас на Хонде-Сивик с нашими 14,5 сантиметрами дорожного просвета? Но надо отдать должное тверским дорожникам - через три
недели, возвращаясь назад по этой же дороге, мы увидели длинные сине-черные
полосы вырезанного и замененного покрытия. Колеи уже не было.
К ночи прибываем в Питер. Вернее, в маленький городок под
Питером, километрах в десяти от окраины. У них там другое административное
деление. Город Пушкин называется Пушкинским районом Петербурга. И другие маленькие городки в непосредственной близости от Северной столицы тоже имеют статус районов города,
хотя таковыми никак не являются. Странное деление на “область” и ”не область”,
похожее на последствия какой-то войны по разделу сфер влияния. Наверное, в этой
войне выиграл Питер и значительная территория от области отошла к нему.
В Петербурге останавливаемся у Валентины - знакомой Сергея. Она, как и все мы, когда-то жила в Красноярске, теперь перебралась в Питер. Приехали поздно, уже темнело. Валя
встретила нас очень радушно, несмотря на столь поздний визит. Накормила,
напоила, расспросила про наши планы. Мы собираемся переночевать одну ночь и
завтра с утра ехать в Финляндию. Валя накрывает шикарный стол, мы помогаем, как
можем. Успеваем сбегать за вином и тортом в магазин до его закрытия.
Застольная беседа переходит в ночные посиделки, спать не
хочется. От Вали мы узнаем, что жителям Петербурга финны дают многократную визу
сразу на год, следующую визу дают на два. А нам визу выдали только на тот срок,
который мы указали в заявлении, и требовали показать оплаченную страховку на
весь период. Питерским же вторую и последующие визы выдают и без страховки, что очень удобно. Страховку им можно покупать только на время, которое планируется быть за границей. Получается, что финны заинтересованы в привлечении туристов из России, но послабления делаются только жителям приграничных областей. Или, быть может, это не им послабление, а всем другим ужесточение? Насколько мне известно, посольства Испании, Франции и других стран выдают визы с возможностью многократного въезда-выезда сразу на год. Правда, получить эти визы сложнее.
1-е августа Пушкин
Легли спать поздно, встаем тоже не рано. Почему-то решаем,
что через границу сегодня не поедем, а пойдем смотреть достопримечательности
Царского Села. Наверное, мы устали от 700 километрового переезда, не хочется
рано вставать и сидеть еще одни сутки подряд в машине. Всей компанией едем в Пушкин,
бросаем машину в одном из дворов, идем пешком ко входу в парк.
Издалека видим золотые купола собора, которые возвышаются над дворцом. В солнечный день золото куполов, зеленая листва, голубой цвет неба и почти такой же голубой цвет дворца производят сильно впечатление. Дополняет все живая музыка - кто-то из музыкантов-профессионалов играет на флейте.
Несколько часов бродим по зеленым аллеям, трогаем воду в
озере, заходим в многочисленные домики, разбросанные по всей территории парка.
Посреди озера стоит монумент с орлом наверху, поставленный в честь побед
русского флота при одной из цариц. Надписи и даты на монументе нам ничего не
говорят, а ведь побед, судя по записям, было три.
К концу дня ноги уже гудят, возвращаемся на “базу”. Завтра
нас ждет Финляндия.
2-е августа
Выезжаем из Питера в 9 часов. И сразу на кольцевой дороге встаем в хвост пробке,
которая задерживает нас на долгие два часа. Причиной пробки оказывается перекрытие
одной из сторон дороги на ремонт. Едем дальше, в направлении Выборга и решаем
проехать его “навылет”, не задерживаясь. Навигатор уверенно прокладывает дорогу
по мостам, но они оказываются закрытыми.
Сделав пару ненужных петель, возвращаемся на трассу назад на ту же развязку,
с которой и въезжали, обходим Выборг по кольцевой дороге. Странный город не хотел
нас выпускать, задержал на час, обманул с проездом по мостам. Город “Зеро”, не
иначе. До границы остается еще 50 км, до Хельсинки - более двухсот.
На последней заправке пред границей заливаем бак под завязку. Здесь цена бензина
не больше, чем на других заправках, хотя я читал в Интернете, что цена бензина
на границе вроде бы должна быть больше. Видимо, эти сведения уже устарели.
Граница, пропускной пункт “Торфяновка”
На подъезде останавливаемся у поста с пограничниками. Здесь образовалась очередь
из трех автомобилей перед шлагбаумом, похоже, сделанном самими же погранцами из
железной водопроводной трубы. Рядом стоит бытовка, на обочине блестят несколько
неглубоких луж, забор из колючей проволоки тянется по обе стороны от дороги. Невдалеке
на земле лежат беспородные собаки, положив головы на лапы. Все это напоминает
военную часть где-нибудь в глубине России, но никак не пропускной пункт рядом с
границей. Девушка в военной форме смотрит на наши паспорта и разрешает въезд в
пограничную зону. Проезжаем еще несколько километров и становимся в очередь перед
таможней.
Длина очереди примерно полкилометра, она периодически сдвигается метров на 30-40.
Проехав светофор и шлагбаум (пластмассовый, вполне приличный), наконец подъезжаем к
контрольному пункту. Машины становятся в два ряда, народ с паспортами
скапливается перед двумя стойками. Женщина в погонах смотрит документы, что-то
проверяет на компьютере, ставит печати. Два таможенника осматривают автомобили.
Нас просят открыть багажник. Открываю, он полностью забит вещами. Таможенник
просит вытащить верхнюю сумку. Мельком смотрит, что там за ней внутри багажника,
идет к следующей машине. Осмотр закончен, печати стоят, можно ехать.
Финский пропускной пункт
Так же, как и у нас, у финнов на осмотр запускают партиями по нескольку
автомобилей. На месте осмотра просторней, нет сужающих проезд бордюров,
очередей на улице. За всем наблюдают два парня в серой униформе. Заходим в
домик по металлической лестнице. Стойки, за которыми сидят таможенники, подняты
над уровнем пола. Окошко для документов расположено на высоте головы посетителя,
а сам таможенник смотрит на нас из-за стекла сверху вниз. Не думаю, что это
сделано для психологического эффекта, скорее для безопасности сотрудника
таможни. Возможно, они обезопасили себя таким образом от посетителей, которым
могут отказать в проезде границы. Даже разбив стекло, до таможенника добраться
будет очень проблематично.
В нашем случае сотрудником таможни оказалась молодая финская девушка,
говорящая по-русски с заметным акцентом. Подхожу к стойке, Оля становится за мной.
Финская девушка что-то говорит ей, сразу не поймешь что. Со второго раза
понимаем, что это “встаньте за линию” - перед окошком на полу нарисована
красная линия. Оля отходит. Девушка смотрит документы на машину, паспорт,
задает вопросы о сроке пребывания, местах, которые планируем посетить. Называю
дату окончания визы и несколько городков, в которых есть кемпинги. Девушка
выдерживает паузу. Что-то ей не нравится. Возможно три недели и три места
посещения это не совсем то, что она ожидала услышать. Спрашивает еще о чем-то,
я не понимаю ее русский. Не переспрашивая, рассказываю, что собираемся остановиться
в кемпингах в Порвоо, Лахти, Коувола. Похоже, меня она тоже понимает с трудом.
Еще раз спрашивает про дату выезда. Повторяю дату. Девушка ставит печать,
отдает документы. Настроение сразу улучшается, нас пустили в Европу! Иду к
машине, меня догоняют Оля и Сергей, им не задавали никаких вопросов, просто
поставили печати. Люди, прошедшие таможню, выходят из другой двери, садятся в
свои авто и уезжают, никто не просит открыть багажник, шлагбаумов нет.
Поступаем также, садимся в машину и отъезжаем от таможни. На проезд границы
ушло два часа.
И вот мы в Финляндии. Вспоминаю про соблюдение скоростного режима. Планируя
поездку, мы залезли в Интернет, нашли информацию об ограничениях скорости в
каждой стране Европейского Союза. В Финляндии это 100 км/ч на трассе, 80-100 по
обычной дороге и 30-40 в городе. Ну что же, раз уж мы находимся в стране
законопослушных водителей с особой терпимостью друг к другу, то и сами не будем
нарушать. Тем более, что за нарушение могут не слабо оштрафовать.
Время в пути до Хельсинки пролетело незаметно. Въезжаем в город. Справа на
специальном табло высвечивается моя скорость движения - 49 км/ч. Хорошо, что
соблюдал скоростной режим. Интересно, если бы скорость была выше, этот аппарат
сфотографировал бы меня, или нет?
Встречаются необычные двойные светофоры - большая секция сверху, и маленькая снизу
- на высоте стекла легкового автомобиля. Если ты подъехал близко к светофору, то не
нужно вытягивать шею и прижиматься к лобовому стеклу, чтобы увидеть большую секцию,
смотри на маленькую. Все сделано для удобства и безопасности людей. Наши же
поступают просто - рисуют на асфальте белую поперечную стоп-линию подальше от
светофора, чтобы водители смогли этот светофор увидеть.
По навигатору находим место отправления парома, ставим машину на пустую парковку.
Парковка, похоже, платная, какие-то знаки и надписи на щитах указывают на это.
Недалеко от нас на место для инвалидов становится
машина с местными номерами, из нее выходят отнюдь не инвалиды. Мы еще не
привыкли к правилам парковки “у них на Западе”, бросаем машину без оплаты, тем
более, что задерживаться надолго здесь не собираемся. Заходим в большое здание
офиса по продаже билетов на паром. Мы уже опоздали на сегодняшний, нужно взять
билет на завтра. Из Интернета мы узнали, что автомобильный комплект на проезд
до Стокгольма, который включает в себя провоз автомобиля и проживание пассажиров
в четырехместной каюте под грузовой палубой, будет стоить 160 евро. Можно
заказать каюту и на другой палубе, но это будет дороже. Покупаем билеты, нам
накручивают еще 5 евро за что-то, может
быть за покупку билета в кассе, и возвращаемся к машине.
Мы планировали не задерживаясь в Финляндии, сразу сесть на паром в Швецию, поэтому
о ночлеге не задумывались. Перед поездкой я закачал в навигатор карты и базу
данных обо всех точках интереса во всех европейских странах. Но почему-то идея
поискать кемпинги в навигаторе сразу не приходит никому из нас в голову. Мы
надеемся найти место где-нибудь у озера, поставить палатку и переночевать,
сварив ужин из концентратов на газовой горелке, как сделали бы это в России. У
нас для этого не нужно искать кемпинг, был бы съезд с дороги и место для
стоянки. По навигатору нахожу несколько озёр, прокладываю маршрут до ближайшего.
Он проходит по трассе 120, двигаемся туда. По пути вглядываемся в окружающий
пейзаж, ищем удобное место для палатки. Замечаем около опушки леса машину и
людей, которые ходят вокруг нее. Хотят поставить палатку? Слева вдалеке
мелькают еще несколько разноцветных палаток. Да, и здесь тоже есть туристическая
жизнь, не одни мы такие.
Подъезжаем
к озеру. Дорога петляет в лесу, иногда встречаются нацеленные на нас объективы
автоматических камер - они регистрируют превышение скорости. Камера по размеру
и форме похожа на скворечник на палке с двумя объективами. Возможно, некоторые
из этих камер или даже все являются муляжами, но рисковать не хочется.
Еще один час тратим на поиск места для стоянки где-нибудь у озера. Проехав
несколько километров, потыкавшись в съезды к берегу, обнаруживаем, что кругом
одни частные владения, а на любой приглянувшейся нам стоянке висят запрещающие
знаки в виде перечеркнутой палатки.
Оля напоминает нам о промелькнувшем в окне палаточном городке. Возвращаемся туда,
находим его, он стоит в цивилизованном кемпинге. Сейчас понедельник, и
совершенно непонятно, почему вся стоянка заполнена машинами. Народ собирается
домой, машины уезжают одна за другой. Находим щит с информацией, она вся на
финском, про цены нигде не написано, во всяком случае, значок “евро” где-либо в
тексте не встречается.
Кемпинг, вид с дороги
На
поле с подстриженной травой стоят те самые палатки, которые были видны с
дороги. Пытаюсь поговорить с жителем одной из них. Мужик вполне сносно говорит
по-английски. Объясняет, что поставил здесь палатку, заплатив секьюрити 10
евро. Он не знает, 10 евро берут за палатку или за одного человека.
Разговаривая с нами, он все время улыбается, мужику явно хорошо - он
расположился под березами на зеленой траве, впереди поле, дальше - лес, голубое
небо. Отходя к машине, видим, как из палатки высовываются его босые ноги -
мужик медитирует на природе, радуясь тишине и чистоте окружающего мира.
С трудом находим представителя администрации. Им оказывается кругленький финн
в серой униформе с пистолетом на боку. Он и администратор, и продавец услуг, и
охранник в одном лице. У нас бы эти функции выполняли как минимум три человека.
Узнаем, что 10 евро стоит размещение одной палатки в сутки. Есть сауна, душ,
вода для питья. На вопрос о том, можно ли здесь пользоваться газовой горелкой,
он замахал руками, показывая, что grilling у них возможен только где-то на
специальной площадке.
Разговор на финских буквах
Спрашиваем про душ. Финн неопределенно разводит руками и показывает на часы.
Он вроде бы понимает наш английский и пытается на нем говорить, но его ответы доходят
до нас, только если он дополняет их жестикуляцией. Похоже, мы приехали поздно, душ
уже не работает.
Решаем, что лучшего места нам уже не найти, платим финну за сутки. Он пишет
фломастером дату на бумажной бирке с резинкой, эту бирку нужно прикрепить на растяжку
палатки. Довольные, что наконец-то определились с ночлегом, вытаскиваем вещи из
машины, ставим палатку посреди большого газона, огороженного веревкой.
На машине можно заехать на
поле для палаток и выгрузить вещи, но стоять она должна на стоянке. Справа
виден контейнер для дров, еще правее, за кадром, лавочки и место для костра.
У нашей трехместной палатки есть крытый тамбур, под которым мы зажигаем горелку и
ставим на нее котелок с водой. Уже скоро начнет темнеть, идти искать это место
для grilling совсем не хочется. Ближайшие соседи находятся от
нашей палатки метрах в тридцати, вроде бы мы никому мешать не будем, тем более,
что костры здесь все-таки зажигают - в центре поля находится место для костра и
заранее заготовленные дрова. Готовим походный ужин из концентратов. Поев и
помыв посуду в туалете под краном с горячей водой (цивилизация!), ложимся
спать.
3-е августа Паром
У нас еще много времени до отправления парома. Обходим
окрестности кемпинга. Оказывается, здесь есть озеро, в котором можно купаться.
Вода в озере пресная, но имеет странный насыщенный красный цвет.
Через дорогу находится поселок Luukki, к нему ведет велосипедная
дорожка, проходящая в туннеле-трубе под трассой. Велосипедная дорожка здесь
одновременно и тротуар для пешеходов, она идет вдоль всей дороги.
Удивляет обилие разнообразных информационных знаков. Одни предупреждают,
что по велосипедной дорожке нельзя ездить на лошадях, другие запрещают ставить
палатки около автомобильной стоянки.
Есть табличка с фотографией человека, держащего за поводок
собаку, рядом фотография кота и текст на финском. Ясно, это про то, что собак
нужно держать на поводке, могут встретиться коты. Расставляя эти знаки, финны позаботились
о комфортном совместном существовании не только людей, но и лошадей, собак и даже
котов.
Вдоволь накупавшись в озере, собираем вещи. Погрузка на
паром начинается в 15 часов, пора выдвигаться поближе к городу.
Подъезжаем к месту отправления парома. У въезда уже
сформировалась очередь из нескольких машин, встречаются и российские номера, в
основном питерские. Из разговора с автомобилистами из Питера узнаем, что в
Германию они добираются на прямом пароме Хельсинки-Росток, а не так, как мы -
через Швецию. Они едут в Норвегию смотреть фьорды, поэтому воспользовались этим
паромом.
Ворота открываются, въезжаем внутрь. Опять светофоры,
шлагбаумы. Сотрудник порта смотрит документы и билеты, выдает нам бирку с числом
3 - нас трое, говорит номер ряда, в который нужно встать. Бирку кладем под
ветровое стекло.
Все автомобили сортируются по высоте - низкие, вроде нас - в
один ряд, джипы, кемперы и авто с багажниками на крыше - в другой, автобусы и грузовики
- в третий. Наш ряд запускают внутрь парома первым. По специальному пандусу въезжаем
на второй этаж грузовой палубы. На ней двое человек знаками показывают, куда
встать. Я еду медленно, приближаюсь к машине, стоящей впереди, уже хочется
остановиться, но человек в жилете показывает знаками, что мол, давай еще, еще. Он
смотрит на мой бампер и, наконец, машет рукой - стоп. Выхожу посмотреть, как же
нас поставили - расстояние до впереди стоящей машины оказывается примерно сантиметров
десять.
Верхняя автомобильная палуба
Основная палуба. Слева поднимающийся пандус верхней палубы.
Задняя часть верхней палубы
Народ вытаскивает чемоданы, идет на выход. После отправления
вход на грузовую палубу будет закрыт, поэтому всё, что будем брать с собой в
каюту, нужно забирать сейчас. Пандус, по которому мы заезжали, поднимается
вверх вместе со стоящими на нем машинами. Теперь он стал частью второй палубы.
Под нами на нижний ярус заезжают другие машины.
Нижняя пассажирская палуба
Наша четырехместная каюта оказалась гораздо просторнее купе
поезда. Верхние кровати как и в поезде, подняты вверх и прислонены к стене. На
самой дальней стенке висит круглое зеркало в виде иллюминатора, прикрытое с
боков шторами. Под ним столик, пульт радио и будильника, выключатели света. Чтобы
установить будильник, нужно выбрать время до прибытия парома в порт - 30 минут,
1 час, 2 часа. Это сделано очень удобно, не нужно вспоминать, когда прибудет
паром, делать поправку на смену часового пояса. Радио задано шестью
фиксированными каналами на финском, шведском и английском. В комнате есть
туалет, душ, еще один столик в прихожей, шкаф для одежды, стул.
Замок в каюте открывает
билет-карточка с магнитной полосой. Нужно засунуть билет в щель замка, что-то
щелкнет, загорится зеленый светодиод - можно открывать дверь ручкой.
Мы с Сергеем плывем на пароме не в первый раз. В прошлую
поездку паром поразил нас своими размерами и комфортом, теперь пришла очередь
Оли удивляться. Паром называется Gabriella. В высоту он насчитывает 12 палуб.
Наша - вторая расположена
на уровне воды. Если посмотреть с верхней открытой палубы на город, то
окажется, что вы находитесь на высоте крыш окружающих порт домов. Паром - это
маленький город. В нем есть и спальные “районы”, и “центр” с развлечениями,
магазинами, ресторанами. Есть даже казино и сауна. Вечером в ресторане
начинается веселая жизнь, которая, однако, заканчивается в час ночи. Это не
центр Москвы, где в центре ночью рестораны работают допоздна.
Отправление парома происходит как-то обыденно и просто.
Ослабляются канаты, притягивающие паром к пирсу, люди в касках снимают их с
креплений на берегу. Паром затягивает в себя канаты и включает боковые винты в
носу - происходит разворачивание судна на 180 градусов посередине гавани. Над
белыми пенными бурунами из-под винтов летают чайки, подбирая глушенную рыбу.
Швартовочные канаты
еще не отцеплены. Человек в красной каске - работник порта. По порту он ездит
на велосипеде, наверное, служебном.
Поворот налево. Наш
путь по фарватеру, обозначенному черно-белыми вешками.
Развернувшись, паром выходит из порта, проплывая мимо
крепости на острове. На ее стенах стоят люди, кто-то машет нам рукой. Дальше за
бортом появляются маленькие островки, в виде выпученных из-под воды скал, плоских,
с закругленными краями. Паром лавирует между этими островками, и мы рассматриваем
сверху стоящие на них аккуратные домики. У каждого домика есть спуск к воде,
маленькая пристань с пришвартованным катером, какие-то сарайчики неподалеку. На
островах растут деревья, даже трава, но основную площадь занимает голый
серо-синий не прикрытый ничем камень.
Камень, скалы - очень распространенный вид пейзажа в
Скандинавии. Вся Скандинавия фактически стоит на камнях. Особенно это заметно в
прибрежных городах - Хельсинки и Стокгольме.
Проезжая по ним на машине, замечаешь обработанные
вертикальные скалы. Если есть скала рядом с дорогой, сверху обязательно поставлено
ограждение, чтобы никто не свалился с высоты. На некоторых еще висит сетка для
предотвращения осыпания камней.
Набережная Стокгольма.
Теперь понятно, почему первая промышленная взрывчатка была изобретена именно в
Швеции - она была нужна для отвоевывания места у скал. Чтобы сделать такой
проезд, потребовалась, наверное, не одна
тонна динамита. (Напомню, динамит был изобретен шведом Альфредом Нобелем.
Заработав денег, в том числе и на производстве динамита, Нобель основал
Нобелевскую премию.)
Ресторан - концертный зал
Сергей находит бесплатный Wi-Fi на одной из основных палуб. Со своего нетбука он
отправляет письма через Интернет - мы все еще не связались со всеми нашими друзьями.
В походе мы постоянно корректировали маршрут и сроки приезда куда бы то ни было -
жесткий график заранее спланировать не удалось, да и к этому не было особого
желания.
Продолжение