Коллеги
В десятом классе в курсе современной отечественной литературы мы читали повесть Василия Павловича Аксёнова "Коллеги". Она была напечатана в журнале "Юность". Мы выписывали "Юность" много лет, и я прочитала повесть тогда же.
Эта повесть была написана как специально для нас, старших школьников. Мы хотели стать студентами, до новой интересной жизни оставались месяцы. А повесть о вчерашних студентах, у которых тоже начиналась новая жизнь.
Я восприняла её как рассказ о поисках нового смысла в жизни. Закончилась война, страна восстанавливалась после потрясений. Уже не было карточек и послевоенного аскетизма.
Я помню это по своей жизни. К середине 60 - ых наша семья, семьи родителей моих папы и мамы, семья маминой сестры получили новые квартиры. У нас было много бытовой техники, вплоть до немецкого кухонного комбайна. Большую радость принесла покупка магнитофона.
Даже в школу мы ходили новую. Хотя прежняя была не старой.
Люди стремились к достатку, но не богатству. Это было не главное. А что главное? Мне казалось, что повесть об этом.
Фильм посмотрела гораздо позже. В нём есть та радость и тот оптимизм, с которым жили люди в то время. "Оттепель" так его называют. В этом фильме есть мечта. Как ни странно это кажется теперь, мечта эта - работа. Не дом - "Замок", не отдых на Мальдивах, не крутой автомобиль, а работа. Один из друзей выбрал для себя работу районного врача далеко на севере. Его самоотверженное служение людям заставило всех уважать и любить этого хрупкого юношу. Василий Ливанов, совсем молодой, сумел избежать схематизма. Саша остаётся трогательным при всей твёрдости его характера.
Особенно люблю сцену танца ночью под фонарём.
Второй друг - Алексей. Если говорить о поиске смысла жизни, то именно этот герой буквально говорит об этом. Один раз в поезде, с попутчиком, второй раз с героем одного из самых любимых моих артистов,
Ростиславом Пляттом. Характерно, что разговор остался незаконченным. Мне кажется, Аксёнов в то время сам не знал ответа на этот сложный вопрос:"Как жить?"
Наконец третий друг, Владька. Лёгкий, весёлый, непосредственный, как и сам Олег Анофриев. А неповторимый дизайн шестидесятых, он как раз в сценах с Владькой, на танцах.Вечеринки, танцы - это его. Глядя на него, думаешь о радости и удовольствии. Но он врач, как ни тяжело, он может найти в себе хладнокровие и мужество и исполнить клятву Гиппократа.
Сцена операции снята бесподобно. Мы не видим лиц: врачи в масках. Только глаза, только глаза. Они выражают всё.
Браво актёрам и оператору за их искусство!
Много ещё можно написать об этом потрясающем фильме. Но лучше я просто ещё раз посмотрю его через некоторое время. Опять почувствую радость, оптимизм молодости и немножко ностальгии.