Статья об искусстве, о народных промыслах. Василий Ворыгин, мой дедушка, много писал о культуре, искусстве как коренных народах севера, так и русском народном мастерстве.
«Правда» от 10 февраля 1935 года. (№ 40)
Мастер секретов.
(От корреспондента «Правды» по Северному краю).
Среди многих ценных экспонатов Северодвинского музея в Великом Устюге хранятся замечательные образцы человеческой выдумки. Мне показывали цепочку воронёной стали , составленную из 112 миниатюрных замочков, каждый вдвое меньше обыкновенной запонки. Все замочки самостоятельно открываются отдельными ключами, размером чуть побольше булавочной головки, и автоматически запираются внутренним механизмом.
«Замок букварь», или «Волшебный замок», замыкается наглухо и открывается в том случае, если знаешь необходимое слово, которая набирается поворотом нескольких рядов (частей), усыпанных буквами. Вместе с музейным работником, случайно забывшим «магическое» слово, мы не могли открыть замка до тех пор, пока не узнали нужное слово по записям.
Здесь же мне показали обычные по размерам карманные часы все части которых, кроме пружины, сделаны из дерева. они поражают точностью и изяществом отделки мельчайших деталей.
Все эти «выдумки» и другие интересные экспонаты музея представляют собой следы широко развитых здесь в прошлом различных видов кустарного искусства. Из тончайшей серебряной нити плели сложнейшие рисунки, выделывали в сумочки, подстаканники, коробочки. На листе железа высекали узоры для различных украшений . По словам краеведов, высечка железа сменилась сохранившиеся до сего времени художественной резьбой из бересты.
Эмалевые рисунки на металле восхищают приезжающих сюда искусствоведов и туристов. Из серебра и меди местные кустари отливали статуэтки и барельефы.
Самым ценным среди всех этих видов мастерства является изумительная по своей красоте и прочности черчение по серебру. На серебряную пластинку с выгравированным на ней рисунком накладывается слой черни, несколько схожей с известным «кавказским серебром». Пластинка может стереться, погнуться. Чернь с отражающимся в ней рисунком остаётся неизменной.
Изделия из «северной черни» хранятся в заграничных и наших музеях. Её состав был известен лишь одиночкам-мастерам, в течение веков передававшим его по наследству под большим секретом.
В последние годы оставался только один мастер - Петр Михайлович Чирков, обучавшиеся граверному делу и изготовлению черни у одного из лучших мастеров - Кошкова. Работы Чиркова широко известным искусствоведам, и его имя можно встретить во всех книгах об искусстве Севера. В начале первой пятилетки в Великом Устюге организовалась художественная мастерская «Северной черни», в которой единственный мастер взялся обучить молодежь своему искусству. Ученики Чиркова после долгих неудач постепенно начали овладевать сложным искусством.
Двадцатилетняя Маруся Угловская, работающая в мастерской, первой получила звание мастера, полностью усвоив гравировку и самостоятельное приготовление черневого состава.
На-днях редакция местной газеты созвала старых мастеров и краеведов, которые с большим интересом обсуждали вопрос о возрождении забытых видов искусства северных кустарей. Назывались адреса и имена некоторых мастеров, которых можно вернуть для обучения молодёжи. Ценная инициатива газеты должна встретить всемерную поддержку краевых организаций и Всесоюзного совета промысловой кооперации.
В. Ворыгин.
А так выглядит статья в "Правде"
А здесь статья о другом народном промысле - Вологодском кружеве
Другие публикации В. Ворыгина можно посмотреть здесь