Что ж, друзья. Я это сделал. Долго я к этому шёл, т.к. глаза боялись паять эту адскую схему, т.к. есть у меня некий неудычный опыт. Однако, сделано! После того, как собрал инструмент, играл, наверно, часа три не меньше, а отвык от толстых струн, и теперь пальцы болят. Я на ещё один шаг ближе к старту записи. Мне осталось обслужить 12-струнку, Лес пол, и можно начинать!
Пока же вот история, как я всё это дело паял.
Большинство задаёт вопрос, мол, на фига три хамба? Ответить тут кроме "дело в звуке" можно много чего, но ключевой момент заключается в задаче этого инструмента - это тренировочная гитара. Большую часть времени я играю на ней; на ней придумываются риффы и мелодии. Лес Пол нужен для референса, для понимания эталона, для врубания в кайф вибраций дерева, для осознания и ощущения звука. Этот же инструмент в силу своей природы не может дать некоторых ощущений, т.к. физически на это не способен (ну, качество и количество дерева - это важные вещи). Здесь я абстрагируюсь от кайфа и сосредотачиваюсь на музыке. Звучит странновато, да, но на Лес Поле я ловлю себя на мысли, что музыка вторична, а первично именно ощущение звука, ощущение вибрации, кайф осязания и всё вот это вот.
Из-за этого я хочу больше звуков на основной гитаре, и средний датчик даёт недостижимый для обычных гитар звук, наполненный резкостью "бриджа" и полнотой "нека" (для упрощения); здесь проще высекать флажолеты, чем на неке, но здесь и нет явной песочности звука; здесь вкусно играть квинты, и они звучат на грани бурления, но всё же четко, при этом не становясь предсказуемым дж-дж-дж. В своё время я дооолго выбирал звукосниматель в эту позицию, и сейчас понял, что лучше пока не сделали. Не то чтобы я прослушал прям всё, что есть, но полистав сайты и послушав сэмплы, убедился в своей правоте.
Вот такой же звукосниматель на моей первой электрогитаре Для нековой позиции я хотел больше акустического звука, больше настоящего звука струны, больше натуральности. В конце концов, у меня уже есть Лес Пол, который даёт мне классический звук, а тут хочется особого звука. И неожиданно я наткнулся на звукосниматель для джазовых гитар. Знаете этот звук, нет? - На ютюбе достаточно роликов, но, зачастую, там качество не очень, чтобы понять, однако ключевые моменты звука уловить можно: такой желеобразный звук, будто из-под воды, но при этом высоких и средних частот достаточно, чтобы получать удовольствие от звука. У Чета Эткинса много такого звука, у Б.Б. Кинга такой звук, но он любил немного перегрузить, а у меня получился звук, в котором больше артикуляции, но сохранён антураж того звука, так сказать. Знаете, если сравнить с речью человека, то есть люди, у которых очень приятный голос, но произносят слова они лениво, поэтому некоторые фонемы тонут, и нам приходится додумывать, что они говорят, чтоб понять. Есть же дикторы, у которых всё отлично, но иногда кажется, что немного суховато, т.к. слышится, что речь - это работа, к которой подходят ответственно. И где вот та золотая середина? - У меня она в звуке нека.
Для бриджа я не стал особо раздумывать. На Ибанезе у меня стоял X2N. Он мне понравился за трушный вид и характеристику самого мощного пассивного датчика. Тогда я установил и был рад до усрачки. Сейчас мне хотелось более взрослого звука, в котором слышалась бы мощь, подкрелённая опытом и мудростью. X2N - это неотёсанный юнец, у которого много дури и прыти, а Activator-X знает, куда бить. При покупке я спросил консультанта о ключевых достоинствах этого датчика и получил ответ "прекрасен для пониженного строя", т.е. опять же артикуляция и чёткость вкупе с мощью и предсказуемостью.
Эта гитара прошла долгий путь от фиг знает чего, т.к. я полную историю её не знаю, до концерта в Юбилейном, где она хоть и не звучала, но достойно простояла. Пришла пора меняться.
Комплектующие старые и новые ровным слоем на столе.
Я сшлейфовывал старый лак и краску дважды по причине своей криворукости и незнания. И в первый раз я не трогал голову грифа, а зря. Одинаковые цвета корпуса и грифа - это значительно красивее, чем нет.
Разобраться со схемой распайки - это та ещё задачка, особенно когда делаешь модификацию.
Это я купил зря: не пригодилось. Продаю.
Примерка
А вот почему я долго не мог решиться на пайку. Я не мог решить, как лучше это всё соединять, т.к. припаивать родные провода от датчиков - это то ещё развлечение. Кроме того, данная схема подразумевает полный раздербан родных проводов, т.к. сигнальные провода идут "наверх" к переключателю, а земля - "вниз" к потенциометру. В этом смылсе лесполоподобные гитары, конечно, адовы для концептуальных распаек.
Вопреки расхожему мнению я использовал одножильные провода. Других не было, а этих завались. Цветовое кодирование - великая вещь!
Промежуточный этап. Тут не спаяна земля. Я что-то очканул и решил спросить у мастеров, возможен ли мой вариант. Получив добро, продолжил.
А вот уже полностью соединённая коммутация. Теперь глубоко вдохнуть и аккуратно это всё упаковать внутрь корпуса, ничего не оторвав по дороге.
Теперь надо всё соединить в потенциометрами. И тут очередной ступор: я же добавляю в схему килпот (это потенциометр с обратной кнопкой) вместо обычного тона, а там не поддающаяся логике коммутация (схемы килпота нигде нет). Я тупо поверил схеме с оф.сайта, включил логику и вкорячил без понимания. Работает! Людям надо верить. На картинке килпот справа рядом с втулками для струн, а потенциометр громкости слева. Видите, какая хитрая коммутация.
И напоследок две гитары в кейсах при свете лампы накаливания. Тут не понять цвет, но ясна суть. Весной или летом сделаю красивые уличные фотографии.
Когда-то желтая гитара была черной Ямахой AES420. Это самая дешевая в линейке модель, однако, гугл говорит, что новая она стоила чуть ли не 50000 рублей! Я сомневаюсь, но радуюсь. Топовая же модель стоила за 70000 и обладала креплением "струны сквозь корпус и тюнаматик" (я это делал в гитарной мастерской), качественной древесиной (у меня "нато" - это самая дешевая краснуха), кленовым топом, дорогими звукоснимателями и ещё какими-то ништяками.
В своё время я не понимал, как можно играть но толстых грифах, а сейчас, взяв в руки Ибанез в магазине, мне показалось, что у меня макароны в руки.
Единственное, что я не сделал в этот раз с гитарой - это крепление датчиков напрямую к корпусу. Две причины тому: первая - не нашёл пока специальных втолук для дерева и вторая - эстетическая. Избавление от рамок звукоснимателей обнажит отверстия в корпусе от их крепления, и это вообще не айс. Я придумал сделать вставки из амаранта (фиолетовое дерево), но для этого надо снова фрезеровать корпус, причем в этот раз это будет особая история, т.к. надо делать линии вдоль всего корпуса и рядом с грифом. Решил повременить, т.к. надо писать альбом, а все эти живописные штуки оставлю на потом. Вот куплю Стратокастер, и можно будет заняться.