Конь - камень (Синь - камень) и легенда о Кудеяре. Липецкая область.
.
…А то еще был Кудеяр - этот где-где не разбойничал ! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был.
И какою силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул - левый сторожит, а там - левый спит, правый сторожит - так вперемену.
А как завидит где ворогов , вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку - и поминай как звали... Никак изловить его не могли, как там ни старалися…
.
Конь - камень (синь-камень). Липецкая область. Данковский район. Поселок Долгое. Река Дон . Там можно найти удивительный камень, который в народе называют «Синим камнем» или «Конь - камнем».
Интересно, что если обратиться к научной литературе, легко выяснить, что синий цвет в славянском язычестве означал «неведомую, колдовскую силу». На церковно-славянском языке «синец» - «бес». Здесь не обошлось без влияния христианства, так все языческое было объявлено «бесовским».
Толковый словарь В. Даля : СИНЕЦ - м. церк. - бес (синий). Иные значения - Рыба и трава.
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера : СИНЕЦ - синец, род. п. -ньца - «черт» - табуистическое название, образованное от синий.
Финская исследовательница Арья Альквист в своей работе, посвященной Синим камням, указывает на тот факт, что топоним «Синий камень» чрезвычайно распространен на Среднерусской возвышенности.
В «Рязанских губернских летописях» за 1866 год, изложена любопытная версия возникновения "Синего камня" : На Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая "Черным Яром", или "Городком". На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость.
Лежащий на горе камень - это заколдованной, окаменевшей конь Кудеяра, получившей синеватый цвет оттого, что был опален огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Сколько раз пытались поймать разбойничью шайку, столько раз неуловимый атаман ускользал от преследователей. Поговаривали о том, что в этом ему помогала колдовская сила.
Заинтересованные в безопасности пути, донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра. Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Почувствовал Кудеяр неминуемое поражение , и сию же минуту закопал он свои несметные сокровища в землю, а на место то поставил верного своего коня, чтобы никто не смог добраться до сокровищ, при том Кудеяр обратил коня в камень, дабы тот не сгорел в пожаре. А сам бежал в лес, но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и якобы бросили с Черного Яра в Дон...
.
Крепость сгорела, а на Черном Яру остался верный атаманов страж, который и по сей день лежит на том же самом месте. В пламени огня окаменевший конь странным образом приобрел синеватый оттенок. За это местные жители и назвали его Синь - камнем или Конь - камнем...
.
Легенды легендами, однако до сих пор в тех местах живут рассказы о разбойнике Кудеяре и его сподвижниках. Так, лес на берегу Дона, ниже города Данков, носит название «Анин лес», памятуя проделки разбойницы Анны. А еще говорят, что камень, лежащий на горе Черный Яр, во время дождя приобретает особенно яркий синеватый оттенок.
.
Жители села Долгое сохранили память об обряде, который когда - то бытовал в этих местах. Раньше молодожены, перед свадьбой, приезжали к этому месту для того, чтобы прикоснуться к Синь-камню и загадать желание. Вешали на камень венки из цветов. Существовало поверье, что это в будущим принесет супругам счастливую жизнь.
Еще местные верят, что в ночь на Ивана Купалу к Синему камню слетается "нечистая сила". Целую ночь они танцуют подле костра, который горит синим пламенем, а в полночь земля под камнем разверзается - и клад Кудеяра на миг становится виден. Но горе тому, кто попытается завладеть сокровищами! Нечистая сила схватит, закрутит, и пропадет человек…
.
А неподалеку, в бывшем Пронском уезде, находится урочище «Каменные Крестцы». Народные предания говорят, что там располагалась одна из главных ставок разбойника. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли даже камень с именем Кудеяра...
Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» и разбойниках, эта - самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр ? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они? Где и как окончил он свою жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ничего нет...
Только народные легенды, и щедро рассеянные на Среднерусской возвышенности - по Оке, Десне, на верхнем и среднем Дону, по Сейму, и вплоть до Днепра и до Волги - многочисленные Кудеяровы «городища», «городки», станы, горки, холмы, яры, курганы, камни, леса, древние урочища...
яндекс-карта.
ссылки:
http://vestnikk.ru/dosug/legends/5115-byl-ataman-kudeyar.htmlhttp://ahnenerbe-prim.ya.ru/replies.xml?item_no=3663 http://www.liveinternet.ru/users/5057605/post273995596/http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3768http://www.lipland.ru/?p=79 http://klimov-veresk.livejournal.com/652.html