Джон Фаулз "Аристос"

Mar 05, 2009 23:26

Автор: Джон Фаулз (John Fowles)
Название: Аристос (The Aristos)
Год издания: 1964, 1968

"Аристос - слово, заимствованное из древнегреческого языка. Оно употреблено здесь в единственном числе и означает примерно следующее "наилучший в данной ситуации". Произносится с ударением на первом слоге."

Сборник мыслей молодого Фаулза. Яркий пример, что может творится в голове добросовестного студента филолога после 5 курса. Это, конечно, идеальный пример. Но в какой-то мере применимо ко всем, кто много читал. И читает.

Немного завидую Фаулзу.
Нет.
Много.


В "Аристосе" моей главной задачей было сохранение свободы личности в условиях неотвратимо угрозы нашего века - принуждения к конформизму. Одна из форм такого принуждения, навязываемая каждому из нас, но особенно тем, кто так или иначе  оказывается у всех на виду , это - ярлык, который приклеивается человеку в зависимости от того, чем он прославился или  как зарабатывает деньги, то есть стремление большинства людей использовать этого человека в одном определенном качестве.

В нашем обществе принято считать, что философию следует оставить философам, социологию - социологам, а смерть - мертвым. Я полагаю, что такая точка зрения - одна из величайших и наиболее диспотических ересей нашего времени.

Формы маиерии конечны, но материя бесконечна. Форма есть смертный приговор, материя - вечная жизнь.

Бог, который являл бы нам свою волю, "слышал" нас, отвечал на наши молитвы; бог всемилостивый, о чьем существовании мечтают простые люди, - такой бог уничтожил бы всякую случайность в нашей жизни, навсегда лишив нас цели и счастья.

Случайность приспособила нас к существованию в условиях случайностей. От нее зависят все наши удовольсвтия. Даже если я устроил все для того, чтобы получить удовольствие, и с нетерпением жду этого, возможность им насладиться все равно будет делом случая. Всюду, где течет время, есть место случайности. Вы можете умереть, не успев перевернуть эту страницу.

Если бы создатель существовал, вторым его деянием было бы  - исчезнуть.

Жизнь - цена, которую мы платим за жизнь, а не наоборот. Чем хуже наша жизнь, тем дороже мы платим; чем лучше - тем дешевле. Эволюция - это возрастание опыта, ума, знаний; этот рост порождает моменты истины, моменты, когда мы прозреваем глубинные цели, подлинные причины, предвидимые следствия. Сейчас нам предстоит пережить величайший момент истины: нет жизни после смерти. Скоро это станет столь же очевидно для всех, как очевидно для меня сейчас, когда я пишу, что в соседней комнате никого нет. Разумеется, я не могу доказать целиком и полностью, что там никого нет, пока не зайду туда, однако все косвенные улики поддерживают меня в уверенности, что комната пуста. Смерть - это комната, которая всегда пуста.

Немо - испытываемое человеком чувство собственной бесполезности и преходящести, собственной относительности, собственной фактической ничтожности.

Все мы - неудачники: все мы умрем.

Добро есть действие, а не намерение действовать.

Существуют два очевидных "вида" наслаждения; один из них можно назвать преднамеренным, в том смысле, что событие, которое должно доставить наслаждение - свидание с любимым человеком, посещение концерта, -  запланировано и преднамеренно. Второй и более важный вид наслаждения - случайный, в том смысле, что наслаждение приходит неожиданно, не только как случайная встреча со старым другом, неожиданно открывшаяся красота давно привычного пейзажа, но как и все те элементы активного намерения получить удовольствие, которых мы не могли четко предвидеть

Не столько мы достигаем наслаждения, сколько оно настигает нас.

Творить добро ради награды от общества не значит творить добро: это значит - делать что-то ради награды от общества.

Нас с детства приучили думать о великом искусстве (а на самом деле и о многих других вещах, таких как религия, например) объективно, будто всякое действительное переживание, вызванное великим полотном, должно воздействовать на нас всегда одинаково. Результаты такого подхода мы наблюдаем во всех знаменитых картинных галереях в сезон отпусков: толпы людей с разинутыми ртами и деревянными, лишенными выражения лицами всматриваются в великие произведения искусства, не в силах понять, почему это искусство не производит на них великого впечатления: это потому, что их не научили признавать, что в действительности какая-нибудь реклама кока-колы может выглядеть красивее, чем самое возвышенное творение Микеланджело.

Экзистенциализм - не философия, а способ рассматривать и использовать другие философии. Он - теория относительности среди теория абсолютной истины.

Секс - это взаимообмен наслаждениями, потребностями; любовь - это одарение без отдара.

...покончит с последними остатками детской веры в загробную жизнь, из-за которой, словно вода сквозь пальцы, утекает наша реальная жизнь. если смерть абсолютна, то и жизнь абсолютна; жизнь священна; доброта к другой жизни абсолютно необходима; "сегодня" важнее, чем "завтра"; день побеждает ночь. Действовать - это значит сейчас, это значит жить; смерть - это значит никогда, смерть не способна действовать.
В конечном счете всё - это средства и способы, цель - ничто. Все, что мы называем бессмертным, смертно. То, что предположительно может сделать ядерная катастрофа, непременно сделает время. Так что живите сейчас и научите этому других.
Тайна скрыта не в начале или в конце, а в сейчас. Начала не было; не будет и конца.

"Богемная" жизнь художников - les grands maudits - интересует публику значительно больше, чем их работы. Публика понимает - ей никогда не создать таких работ, но вот пожить такой жизнью было бы можно.

Даже ослы знают, что овес лучше золота.

Литературный дневник

Previous post Next post
Up