До введения Болонской системы либеральная модель высшего образования Германии позволяла студентам учиться в вузах бесконечно долго. Объем материала, расчитанный на 4 - 5 лет обучения мог быть освоен, к примеру, за 10 лет. Хотя Болонская, жестко структурированная система функционирует в стране уже 6 - 7 лет, многие студенты еще продолжают доучиваться по старой немецкой системе. На прошлой неделе появилась информация, что на медицинском факультуте университета города Киль есть один студент - марафонец, который находится аж на 108 семестре, т.е. он проучился в общей сложности 54 года. По действующему законодательству, университет не может отчислить чемпиона, напротив, персонал факультета обязан обслуживать его должным образом. В том же Кильском университете на разных факультетах сейчас имеется 239 студентов, протирающих своими штанами академическую скамью более 15 лет. Интересно, сколько таких «долгожителей» по всей Германии, в которой более 300 вузов.
Привыкнув за долгие годы к родной немецкой академической «расслабухе», многие студенты и преподаватели никак не могут привести свой организм в состояние повышенной мобилизации, чтобы успешно перейти на жестко структурированные Болонские рельсы. Напряженка, аврал, головные боли, бессонница, стрессы и даже психические расстройства - довольно распространенные явления среди сегодняшних немецких студентов. По данным Медицинской газеты, с 2005 года в Германии резко увеличился спрос на лекарственные препараты - антидепрессанты. За это же время количество обращений молодежи (в возрасте от 19 до 29 лет) к психологам и врачам психиатрам увеличилось на 54%. Таковы реалии эпохи повсеместной затяжки поясов.