Известно, что командование вермахта планировало закончить восточную кампанию до наступления морозов, а посему не было заготовлено холодостойкой оружейной смазки, антифриза, тормозной жидкости и теплой зимней одежды. В ходе военных действий 1941 /1942 гг. появлялись и другие непредвиденные для вермахта ситуации. Так, Красная Армия отступая угоняла (или уничтожала) вагоны и паровозы. Немцы, занимая восточные территории, налаживали снабжение путем перешивки колеи на узкий европейский стандарт и пригонки своих паровозов. Но немецкие паровозы не были расчитаны на сильные морозы, поэтому в ноябре-декабре они начали выходить из строя. Иногда в день «накрывалось» до 100 штук.
Вот что пишет о ситуации с личным составом вермахта в зимнюю кампанию 1941/1942 гг. немецкий генерал Мюллер - Гиллебранд. (Мюллер - Гиллебранд Б . Сухопутная армия Германии , 1933 -1945 . Т.3. М. Военниздат . 1956.C.344.)
«Потери убитыми и ранеными в период зимних боев были значительными. ... Особую роль в это время сыграли заболевания немецких солдат в результате простуды, которые достигли зимой 1941 /42 г. высокого уровня и составили цифру 228 тыс. Причинами этих заболеваний явились внезапное наступление зимних холодов, недостаток теплого обмундирования и прежде всего отсутствие опыта пребывания в морозном климате. Число возвратившихся на фронт после излечения в результате обморожения составило: спустя 3 месяца - 40%, 6 месяцев - 70%, 12 и более месяцев - 85% от общего их числа. Из оставшихся 15% обмороженных 10% были признаны ограниченно годными для службы на родине и лишь 5% - крайне ограниченно годными или вообще негодными для службы. Смертность вследствие обморожений составила примерно 1,55%.». Гибель организма наступает при четвертой степени обморожения. Она представляет собой термическое (холодовое) поражение тканей лежащих глубже собственно кожи, т.е вплоть до костей.