Aug 19, 2010 10:57
Тоталитарные режимы не могут существовать без пропаганды и монополии на средства массовой информации. Это важнейшие инструменты, с помощью которых производится обработка сознания граждан в определенном, заданном идеологией направлении. Действительность конструируется и навязывается. Легче всего это сделать, когда человек не в состоянии проверить официальную информацию эмпирическим путем.
Известно, что излюбленный «конек» тоталитарной пропаганды - создание образа врага. Чем дальше этот враг в пространственном и временном измерении, тем проще ляпать его кровожадный, жалкий образ, используя примитивные клише и откровенное вранье. В жизни тоталитарных режимов бывают однако ситуации, когда содержание подаваемого материала приходится вынужденно корректировать, дабы не потерять контроль над подопечными. Именно в такой неудобной ситуации оказались вожди III Рейха. Использование труда так называемых Остарбайтеров на промышленные и с /х объектах Германии позволило рядовому немецкому обывателю непосредственно познакомиться с людьми из далекой варварской большевистской России.
15 апреля 1943 г. Выдержка из служебного циркуляра СД
До периода открытых враждебных действий против Советского Союза, начавшегося 22 июня 1941 г., немецкий народ, за небольшим исключением, узнавал о его социальной и хозяйственной структурах и культурной жизни только из прессы, кино, пропагандистских выступлений и прошедшей цензуру литературы.
Подавляющее большинство немцев поэтому видело в Советском Союзе бесчеловечную и бездушную систему подавления и представляло народ Советского Союза как полуголодную и тупую массу.
Тысячи привезенных с востока рабочих и военнопленных воспринимаются нашим населением как живые свидетели большевистской системы, на которых можно проверить существовавший до сих пор образ России и порожденные пропагандой представления о советском человеке. Судя по многочисленным сообщениям, мнения различных слоев населения по этому поводу раскололись, и трещина все более углубляется и расширяется. (...)
1. Большевистское безбожие и религиозные отряды остарбайтеров.
Несмотря на то, что пропаганда постоянно указывает, что большевизм выкорчевывает религию и нетерпим к церкви и религиозным знаниям, в потоке остарбайтеров из бывших районов Советского Союза в рейхе оказалось много людей, носящих нательные крестики, изображения Мадонны и иконы. Это особенно бросается в глаза в католических районах рейха. (...)
2. Интеллект и технические знания Одной из основных тем в пропагандистском изображении большевизма является искоренение русской интеллигенции и оболванивание масс. В немецкой пропаганде советский человек представлялся неким тупым эксплуатируемым существом, так сказать "рабочим роботом". Немецкие рабочие, однако, теперь имеют возможность часто убеждаться в обратном, т.е. в его способностях. В многочисленных сообщениях говорится, что рабочие с Востока, которые попали в военную промышленность, часто поражают немцев своей технической сообразительностью (Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Халле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Байройт). (...)
3. Неграмотность и наблюдаемый уровень образования До сих пор в широких слоях немецкого населения считалось, что для советских людей характерен низкий уровень образования и высокий процент неграмотности. С появлением остарбайтеров открылись неожиданные противоречия, которые часто сбивают немецких рабочих с толку. Во всех донесениях единодушно отмечается, что процент неграмотных очень низок. ... Подобные примеры подтверждают это: "По мнению многих фольксгеноссе, современная советская система образования значительно лучше, чем при царизме. Сравнение знаний немецких и русских сельских рабочих показывает, что русские образованнее" (Штеттин).
"Особое удивление вызвало распространенное знание немецкого языка, который преподается даже в деревенских средних школах" (Франкфурт-на-Одере). (...)
4. Семейственность и нравственность.
В немецкой пропаганде много говорилось о том, что большевистская система разрушила семью как ячейку общества. Представленные сообщения из всех районов рейха в один голос утверждают, что именно у остарбайтеров ярко выражены чувство семьи и высокая нравственность поведения. (...)
5. Советские методы господства и система наказания Особенно значительная роль в пропаганде отведена ГПУ. Ссылки в Сибирь и расстрелы в значительной мере определяли представления немецкого населения. Поэтому в кругах начальства и рабочих были поражены тем, что остарбайтеры не знают телесных наказаний.. (...)
Из-за этих выводов, как указывается в сообщениях, значительно меняется представление о Советском Союзе и его людях. Сталкиваясь с противоречиями такого рода, немцы начинают задумываться. Там, где антибольшевистская пропаганда работает старыми методами и знакомыми аргументами, она не находит доверия и интереса, как это было до и в начале войны с Советским Союзом. Желательно давать как можно более конкретную картину русской повседневной жизни. Некоторые здравомыслящие немцы высказывают мнение, что остарбайтеры являются не вполне типичными представителями советского общества, поскольку, например, в религиозном отношении они ведут себя более свободно, чем это было возможно под давлением советского режима. Но контакты с людьми, попавшими в рейх, недостаточны для того, чтобы изменить существовавший до сих пор образ России, не говоря уже о том, что многие не дают себе труда поразмышлять об этом.
Здесь приводится по кн.: Хрестоматии по отечественной истории (1914 - 1945 гг) под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М.Шагина. М. 1996.
тоталитаризм,
пропаганда,
Третий Рейх