Наш недельный раздел начинается с завершения истории Пинхаса: Бог заключает с ним "союз мира".
Афтара нашего раздела - завершение истории Элиягу на горе Кармель: откровение, которое было ему после того, как он убивает пророков Баала.
Моя тема сегодня - связь между личностями Пинхаса и Элиягу.
(В этом году раздел Пинхас читается после 17 тамуза и поэтому мы завтра будем читать не эту афтару, а первую из трёх афтарот, которые читаются в три недели между постами 17 тамуза и 9 ава. Это не помешает нам обсудить связь между этими важными персонажами и понятие ревности за Бога.)
О Пинхасе наш раздел говорит (Дварим 25
http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd08_1.htm ):
/10/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /11/ "ПИНХАС, СЫН ЭЛЬАЗАРА, СЫНА АhАРОНА-КОhЕНА, ОТВРАТИЛ ГНЕВ МОЙ ОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ВОЗРЕВНОВАВ ЗА МЕНЯ СРЕДИ НИХ, И НЕ ИСТРЕБИЛ Я СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В РЕВНОСТИ МОЕЙ. /12/ ПОЭТОМУ СКАЖИ: ВОТ Я ЗАКЛЮЧАЮ С НИМ МОЙ СОЮЗ МИРА.
Элиягу говорит о себе в афтаре (Млахим , 19:10
http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd08_h.htm ):
И СКАЗАЛ ОН: "ВОЗРЕВНОВАЛ Я ЗА БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО Бога ВОИНСТВ, ИБО НАРУШИЛИ СОЮЗ С ТОБОЮ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ.
(Курсив мой в обоих случаях.)
Ключевое слово здесь - ревность за Бога.
Ревность за Бога выводит обоих наших персонажей за рамки закона и суда.
В случае Пинхаса он убивает нарушителей, пользуясь законом
"בועל ארמית - קנאים פוגעין בו"- "вступающий в связь с нееврейкой - ревнители убивают его". Это закон Устной Торы, который в некотором смысле находится вне её рамок, поскольку суд, которому Бог передал право толковать Тору, обязан запретить ревнителю применять этот закон, и только задним числом суд может оправдать такого ревнителя.
В случае Элиягу неясно, каким в точности разрешением он воспользовался для несудебной расправы с пророками Бааля: либо прямым пророческим разрешением, либо принципом
"עת לעשות לה' הפרו תורתך"(“в исключительных ситуациях можно нарушить Тору для её спасения”), либо сочетанием этих двух принципов.
В обоих случаях ревность за Бога оправдывает убийство, самое страшное преступление по своей непоправимости.
В обоих случаях ревнители рискуют своей жизнью.
Пинхас рисковал оказаться объектом мести родственников убитого им Зимри, которая могла бы быть разрешённой, если бы у Пинхаса не было бы доказательства преступления Зимри “…И ПРОНЗИЛ ИХ ОБОИХ, ИЗРАИЛЬТЯНИНА И ЖЕНЩИНУ ТУ, В ЧРЕВО ЕЕ” (Числа 25:8
http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd07_3.htm ).
Элиягу оказался объектом мести Изевель, искавшей его смерти, и вынужден был скрываться в пустыне.
В обоих случаях эти экстраординарные действия примиряют Бога с евреями.
РаШИ к гемаре Бава Мециа 114б:
לאו כהן מר - דאיכא למ"ד דאליהו הוא פינחס דכתיב ביה קנא קנאתי וכן בפינחס בקנאו את קנאתיЦитата из гемары: "Вы не коген?" (это говорит аморай Раба Бар Аву, обращаясь к пророку Элиягу, стоящему на кладбище).
РаШИ: есть мнение, что Элиягу - это Пинхас, поскольку Элиягу говорит "...возревновать возревновал я..." (Млахим 19:10) и о Пинхасе сказано (Дварим 25:11): "...когда он возревновать возревновал за меня...".
Таким образом, если Элиягу - это Пинхас, который был когеном, то у Рабы Бар Аву возникает вопрос о том, как же Элиягу может стоять на кладбище - ведь когенам это запрещено. Гемара объясняет, впрочем, что кладбище было нееврейское, и потому когену там было можно находиться.
Таким образом, РаШИ объясняет, что есть мнение, что Пинхас и Элиягу - это одно лицо, и аргументирует его употреблением глагола "ревновать" в усилительной форме удвоения в обоих местах.
Гемара Бава Батра 121б цитирует барайту, которая говорит, что семь человек охватили своими жизнями всю историю мира: Адам, Метушелах (Мафусаил), Шем, Яаков, Амрам, Ахия Ашилони и Элиягу, который был взят живым на небо и жив до сих пор.
РаШИ там замечает, что эта барайта не считает, что Пинхас и Элиягу - это одно лицо, потому что если бы это было бы так, то вместо Ахия Ашилони и Элиягу можно было бы упомянуть Моше и Пинхаса, гораздо более известных лиц.
Эти два комментария РаШИ к гемаре - вершина айсберга дискуссии о том, являются ли Пинхас и Элиягу одним и тем же человеком, или нет.
Дискуссия начинается в мидрашах - есть танаи, которые их отождествляют, и есть танаи, которые не соглашаются с этим, поскольку такое мнение противоречит другим фактам.
(Мидраш обсуждает, из какого колена происходит Элиягу, и высказывает разные мнения; есть даже свидетельство, что он сам явился мудрецам и сказал, что он - из потомков Рахели. Согласно тем мнениям, что он происходит не из колена Леви, он не может быть когеном Пинхасом.)
Дискуссия продолжается среди ришоним - в средние века.
Обзор этой дискуссии, написанный равом Барухом Эфрати из ешивы Маале Эфраим (на иврите) можно прочитать в интернете:
http://tora.us.fm/tnk1/sofrim/efrati/pinxas.html В средние века появляется третье, каббалистическое мнение, примиряющее два других: Элиягу - перевоплощение души Пинхаса.
Это говорит ангел раву Йосефу Каро (автору Шулхан Аруха) в книге "Магид мейшарим", это упоминает ранее рав Менахем Реканати (Италия, 13-14 в.)
http://he.wikisource.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%99%D7%93_%D7%9E%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%99%D7%9D_%D7%9E%D7%98%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%9E%D7%A1%D7%A2%D7%99http://he.wikisource.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%99%D7%93_%D7%9E%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%99%D7%9D_%D7%A4%D7%A0%D7%97%D7%A1, и это появляется даже несколько раньше у других авторов, как мне любезно сообщил Михаэль Шнейдер.
Каковы аргументы в пользу мнения, что Элиягу - это Пинхас?
Согласно ТаНаХу, Пинхас прожил очень долгую жизнь. Он был первосвященником во времена войны по поводу наложницы в Гиве (Судей 20
http://www.machanaim.org/tanach/g-shoft/indg20.htm ):
27. И вопросили сыны Исраэля Господа, -а там ковчег завета Б-жьего в те дни; 28. И Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона, стоит пред ним в те дни, - говоря: Вновь ли выступить мне на битву с сынами Биньямина, брата моего, или прекратить? И сказал Господь: Взойдите, ибо завтра отдам Я его тебе в руки.
Это показывает, что Пинхас жил более 300 лет (РаДаК).
Есть и ещё более позднее место, относящееся к временам Давида, Диврей Хаямим 1, 9:20: “И Пинхас, сын Элеазара, был начальником над ними [Левитами, потомками Кораха] давно, [и] Господь с ним.”
Впрочем, здесь РаДаК приводит два объяснения, почему здесь не утверждается, что Пинхас был тогда жив:
1. Слово "давно" - לפָנים - показывает, что речь не идёт о временах, о которых говорит контекст.
2. Некоторые считают, что это другой Пинхас, сын Элеазара, левит, поскольку не сказано, что Элеазар - сын Аарона.
Так что в любом случае Пинхас жил очень долго, и раби Элиезер (пиркей дераби Элиезер 46) объясняет это обещанием вечного священнослужения в стихе из нашего недельного раздела (Бамидбар 25:13
http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd08_1.htm ):
“И БУДЕТ ОН ЕМУ И ПОТОМСТВУ ЕГО СОЮЗОМ ВЕЧНОГО СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ ЗА ТО, ЧТО ВОЗРЕВНОВАЛ ОН ЗА ВСЕСИЛЬНОГО СВОЕГО И ИСКУПИЛ ВИНУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ”.
Главный сторонник мнения, что Элиягу - это Пинхас, - это РаЛБаГ. Не буду перечислять все его аргументы - он полностью процитирован в упомянутой выше ивритской статье рава Баруха Эфрати, но упомяну только один, на мой взгляд, самый сильный:
"כי יותר ראוי שיונח זרות אחד משיונחו שני זריות"
(רלב"ג מלכים א פרק יז פסוק א)“Лучше пусть останется только одна странность, чем две.”
На мой взгляд, всё это выглядит крайне неубедительно.
Зачем нашим мудрецам, танаям и ришоним, включая философа РаЛБаГа, понадобилась такая странная теория, к тому же явно противоречащая фактам (свидетельство самого Элиягу о своём происхождении)?
Ведь даже если мы примем, что отождествление Элиягу и Пинхаса оставляет нам одну странность вместо двух, то она, эта одна странность, включает себя долгую жизнь нашего героя и его неожиданное появление на исторической сцене под другим именем, и поэтому более странна, чем две странности альтернативной версии - отдельные странности Пинхаса и Элиягу - вместе взятые.
Хочу предложить свой ответ, который, возможно, чувствовали наши мудрецы и РаЛБаГ, не сформулировав его прямо.
Странность Пинхаса и Элиягу, которую всем хочется минимизировать - это разрешение свыше на внесудебные убийства по ревности за Бога.
Действительно, есть разрешение на убийство по ревности за Бога, но оно даётся только настоящему ревнителю, Пинхасу, он же Элиягу, он один такой в истории, других нет и не было, и он жив до сих пор, так что и не думайте об этом, мальчишки!