Nov 30, 2012 14:52
В Ср был ещё один опыт просмотра моноспектаклей, на этот раз - Устрицы в театре им. Маяковского, где играл Кашинцев.
Название отсылает к рассказу Чехова, но не только. У Аверченко тоже есть знаменитый дореволюционный сборник Весёлые устрицы, который я не так давно прочитал. Именно этот автор был выбран главным героем спектакля.
Дореволюционный период отразился, пожалуй, только в названии и первом из исполненных рассказов, в котором потешались над нравами мещан в царской России. Но каким же гротеском на этом фоне смотрелись послереволюционные рассказы Аверченко! Это была не просто сатира, а откровенная жёлчь, направленная против людей без чести и совести, сломавших прекрасную жизнь прошлого. Конечно, взгляд автора не бесспорен, да и в постановке есть натяжки. Могила Аверченко в Праге вовсе не находится в таком уж удручающем состоянии, я сам могу свидетельствовать. А его желание остаться там трудно объяснить близостью России: это был один из исторических центров русской эмиграции, где в то время жили такие люди, как Цветаева, например. И всё же. Не оставляет мысль, что Аверченко мог многое успеть сделать в жизни, а не умереть в 44 года, если бы всё сложилось по-иному. Слишком многих перемолола та эпоха, поэтому и возникла ностальгия по дореволюционным временам. Возможно ли проводить параллели с советской властью, по которой некоторые сегодня с тоской вспоминают? Этот вопрос адресован зрителям.
Остаётся добавить, что Кашинцев, разумеется, сыграл все рассказы великолепно. Он один заставлял поверить в наличие других персонажей - своих собеседников. Более того, он использовал особенности Малой сцены для непосредственного обращения к зрителям. Что же касается самой сцены, её звукоизоляция оставляет желать лучшего. Было досадно в кульминационные моменты спектакля слышать дрель за стеной или сирены полицейских машин, прорывавшихся сквозь московские пробки. Сам Кашинцев в такие минуты просил громче давать музыку :)
хорошо,
драма,
Москва