Спектакль "Аркадия" в театре на Малой Бронной

Aug 24, 2010 11:58

Открыла я новый театральный сезон просмотром спектакля «Аркадия» в театре на Малой Бронной. Решила начать ходить в этот театр по рекомендации одной критикесссы. Там новый режиссер - Сергей Голомазов, постановки которого я видела, и мне понравилось. Что касается этого спектакля, так это было разочарование.
Автор пьесы Том Стоппард, краткое содержание завлекло, название - это страна счастливых людей. А сам спектакль оказался неинтересным, скучным и вялым. Есть знакомые мне артисты, но они мало известны и как-то неубедительны. Зал был не полностью заполнен, после антракта публика сильно поредела, даже многие позволяли себе уходить в течение второго действия. Я и сама хотела уйти в антракте, но меня заинтересовало имя Байрона (сейчас читаю о нем и его), тайна в имении благородного английского семейства - отшельник в эрмитаже парка. Но тайна так и не раскрылась. Я все представляла эту пьесу на экране - вот было бы интересно! Думаю, что Алла Сурикова сняла бы чудесный фильм.
Я сидела в амфитеатре, сцену видно хорошо, но вот актеров слышно плохо. То ли проблемы с акустикой, то ли речь исполнителей невнятна. Все играют с надрывом, произносят свои слова речитативом, проглатывая целыми фразами. Все сидела и вспоминала постановки Анатолия Эфроса на сцене этого театра, хотя в его время я была достаточно мала, но что-то видела, а так по рассказам близких и по чтению его книг. Ведь все спектакли в его постановке смыты с пленок, поэтому мы уже ничего и никогда не увидим. Очень жалко!
Я посещаю все спектакли с Ольгой Яковлевой (музой Эфроса) в МХТ им.Чехова. Мне интересна эта актриса. Так вот то, что изображала на сцене Елена Смирнова (помните Катю в «Двух капитанах»?) мне отдаленно напоминало манеру игры Ольги Михайловны. Но это было так не удачно и нелепо! Смирнова растягивает слова, «ломается», манерничает. И вообще, во втором действии мне показалось, что она «навеселе». Ни в коем случае не хочу ее обидеть, но в первом действии она была достаточно понятлива и сносна, а уж после антракта речь замедлилась, слова растянулись, фразы оставались с актрисой на сцене, абсолютно не услышанными в зале, ее манерничанье стало раздражать и разочаровывать.
Вера Бабичева в роли Ханны Джарвис вообще мне сначала показалась мужчиной: нечто в красном с копной иссиня-черных кудрявых волос выскочило на сцену, что-то молниеносно начиркала на столе и смылась. Потом все изображала из себя женщину-искусительницу. Как-то все неумело и неловко. И главное, в конце действия она появилась в пунцово-красном платье, наверное, оно должно было ассоциироваться то ли с вином, то ли с кровью. Но нам не понять...
Я все пыталась понять смысл, идею, уловить хоть какую-нибудь главную фразу, но ничего не получалось, как я не старалась.
Единственная, кто привлек мое внимание - это Антонина Шеина в роли Томасины Каверли. Она такая живая, умная, пластичная. Так легко двигается по сцене, делает кульбиты. В каждом ее движении жизнь, любовь, радость в открывании мира взрослых. Хорошая девочка, интересная.
Я все сидела и оглядывала зрительный зал. Он такой небольшой, уютный. Начиналось все с Соломона Михоэлса. В брежневское время в этом театре творил Анатолий Эфрос, также здесь работал Сергей Женовач. Я пересмотрела все спектакли, поставленные на Малой Бронной Андреем Житинкиным. Тогда это было событие в театральной Москве: «Нижинский» с непрезойденным Домогаровым, «Дориан Грей» и «Калигула» со Страховым. Хорошо, что Даниил Страхов продолжает играть на сцене этого театра, причем удачно, что и подтвердил в «Варшавской мелодии» - так вот это была радость, трепет и полет души со слезами на глазах.. А вот нынешний спектакль - это разочарование.
Поняла, что еще держало меня на этом спектакле и не давало покинуть театр, так это волшебная и очаровательная музыка. Мелодия должна усиливать действие, а здесь она существовала отдельно, заставляя ждать ее появления.
Были и режиссерские находки: передача тетрадей через поколение, открывание огромных стеклянных дверей. Но этого так мало, чтобы сделать спектакль интересным! Все сидела и вспоминала слова Дуни Смирновой (дочери уже упомянутой мною актрисы этого театра Елены Смирновой) про то, что она, будучи маленькой, на спектаклях матери, от стыда хотела залезть под кресло - так все было ненатурально и нелепо. Я тоже хотела залезть куда-нибудь, но со вздохом прикрывала глаза.
На днях еще иду в этот театр. Может, «Аркадия» - это всего лишь не для моего восприятия. Я просто не поняла и не услышала то, что было сделано режиссером и актерами?

Москва, впечатление, плохо

Previous post Next post
Up