Был в Новой Опере.
...Мне очень нравится Гофман, а авторская версия менее известна нежели балетное либретто (мультфильмы, детские книжки). Но не это главное - основное очарование, фигура Дроссельмайера, часовщика и чудака, который вначале дарит Мари Щелкунчика, потом рассказывает сказку о нем, как о Прекрасном Юноше, а Мари спасает Щелкунчика, который и оказывается прекрасным Принцем, пока не приходит время реальности, а прекрасные фантазии - всего лишь сон.
Я вижу в Дроссельмейере достаточно "себе на уме" фигуру, недоброго чародея, и если честно - вполне одиническую фигуру. Прорезавшегося внезапно Одина в рождественской немецкой сказочке. Принципиально важным для меня было и то, останется ли Мари в своей фантазии или нет. По либретто в программке - "взмах волшебной палочки и сон превращается в реальность". двусмысленная фраза. Так в результате, она во сне и думает, что это реальность или все же пробуждается от нее?.. Еще меня очень насмешила фраза "Играет оркестр добрых гномов". Поскольку я еще думала о Дроссельмейере как одинической фигуре, это было еще смешнее. Я ходила и хихикала.
Что было прекрасно: дети. Много, очень много детей и даже очень маленьких, лет пяти что ли. Они танцевали и всячески двигались и это было очень хорошо. Кроме гномов. Дети здесь - это фишка Гедеминаса Таранды, худ.рука.
Хореография: мне не понравилось. Хотя я не балетоман. Мне показались движения-то однообразными во-первых - видно, что танцоры просто меняют позы, которые наиболее выигрышно смотрятся из зрительного зала, поз не так много, а еще много таких семенящих шажочков, от классических, до утрированных с подпрыгиваниями. Во-вторых, очень скучно - музыка намного сильнее движений, по выразительности, по масштабу. Как будто хореография не доигрывала до музыки.
Основное разочарование: все сильные моменты пропиханы в никуда. Сильные сюжетные моменты, именно там, где нужны "смысл и сила" оказываются формальными и очень легкими. Постановка превратилась в кукольный детский утренник, где все понарошку, нарошно и невзаправду. А ведь смысл сюжета-то в контакте с таинственным, сверхъестественным и даже мифологическим (иначе как бы рассказанная история вошла бы во сны девочки).
Дроссельмейер: мои основные претензии. Да, я понимаю, что у него та же фамилия, что и у худрука, но это был вообще "добрый чудаковатый дядюшка", такой Пьер Безухов на детском утреннике. Он тянул одеяло на себя, все остальное просело. Витаутас Таранда. танцевал он или нет я даже не вспомню, но его однажды спускали на веревочке откуда-то сверху.
Мари (или тут - Маша), Мария Сокольникова: совершенно пустое исполнение. Будто танец это всего лишь набор правильных движений. Ни силы, ни эмоций, ни смысла, ни характера. Ни девочка, ни девушка, так... Набор поз и движений. И сколько раз она может провертеться вокруг своей оси на одном пальце, способном одни метким ударом враз лишь мужского достоинства.
Братца Мари, Франца играла деушка. Меня раздражает женская пластика в мужских ролях. Точка. (Кроме эротических песен Леля в Снегурочке, там не безобразно.)
Щелкунчик-Принц, Нариман Бекжанов: он хотя бы умел работать лицом. И хотел поклонения. Но танцевал вполне себе, тут в программке написано, что он кавалер ордена Дягилева, потому нормально. Соответствует.
На самом деле ни одной женской роли видно не было. Арабский танец ужасен, чахоточные гаремные фантазии жителя Петербурга XIX века, все вздымают ручки и кланяются... все. Китайский танец заведомо выигрышен своей комичностью, но это лубок, не характер.
А вот партнер в испанском танце был очень хорош, зовут его Роман Миронов. Я его еще в массовке заметила, совершенно отчетливые, правильные мужские движения, сильная пластика. Партнерша его ни так, ни сяк, несмотря на испанский жанр.
Думаете, я забыла про Мышей? Да, забыла... вот сейчас увидела в программке, что тот же Роман Миронов был Королем мышей. Мыши были хороши тем, что выбегали из зала (искренне люблю этот фокус) и дразнили всех. И двигались по-игровому хаотично, трикстерски. Но Короля мышей сделали совершенно шуточным, нестрашным, со шкуркой кота на бедрах и дурацкими, незапоминающимися движениями (там еще им животы огромные всем приделали для комичности). Потому я закрыла глаза и пыталась почувствовать музыку.
И чем все закончилось? Закрылся занавес и Дроссельмейер (меня кстати раздражали его манеры Полосатого Дудочника дирижировать оркестром, но даже и публикой, чтобы все хлопали... вот как на утреннике, да) походил с игрушкой Щелкунчика перед зрителями. Типа, во Мари-то дурехо, верит в какого-то принца...