Смерти русских императоров XVIII века в искусстве

Jul 12, 2017 17:18

Оригинал взят у shakko_kitsune в Смерти русских императоров XVIII века в искусстве
В прошлый раз смотрели про 19 век (бонусом Николай II), теперь взглянем на 18-й и углубимся подальше в историю.
От Павла I до Петра I -- картины и рисунки об их спокойной или наоборот весьма кровожадной кончине.

В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).




ПАВЕЛ I

Хотя этот император скончался в 1801 году, но стилистически его смерть явно относится к предшествующему столетию -- эпохе дворцовых переворотов.
Группа заговорщиков ворвалась в его дворец -- куча пьяных злобных офицеров.
Считается, что ему врезали тяжелой золотой табакеркой в висок, а потом додушили шарфом от мундира.
Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара (инсульта).

Иллюстрация некого современного художника


Сразу возникла милая шутка, что «Павел I умер от апоплексического удара табакеркой в висок».

Мило и тонко шутил и современник событий Наполеон.
Как-то император Александр выразил свое негодование тем, что французские власти похитили герцога Эгиенского (члена свергнутой королевской фамилии) -- похитили на нейтральной территории, привезли под Париж и расстреляли во рву Венсенского замка.
Наполеон ответил, будто не зная подтекста: "Если бы вы узнали, что в соседней стране близ границы находятся убийцы вашего отца, то, уверен, поступили бы с ними так же".

Французская гравюра со сценой убийства Павла I, 1880-е


Картин про это убийство нет, при царизме информация о нем была запрещена. При советской власти тема никого особо уже не интересовала.

Зато сохранились изображения похорон императора, сделанные современниками.

Вот стража у гроба


Погребальная процессия (увы, фиговенькая качеством)




И убранство в Петропавловском соборе над катафалком (рисунок Кваренги)


Углубляемся дальше в века.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Императрица умерла в 67-летнем возрасте, от апоплексического удара (инсульта).

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II


16 ноября утром она выпила кофе и отправилась в уборную. Она так долго не выходила, что ее камердинер Захар Зотов осмелился войти в комнату и увидел лежавшее на полу тело. Поднять грузное тело государыни на постель было очень тяжело, тем более, что при падении она подвернула ногу. Умирала она очень долго: последний вздох произошел 17 ноября в 10 часов.

Как выглядела уборная комната Екатерины -- неизвестно.
Вот поздний рисунок 19 века, с изображением другой комнате в Эрмитаже для интимных целей -- "Туалетная комната Павла I", худ. Э. Гау. 1877.
Ватерклозета тут, впрочем, нет -- комната предназначалась для церемонии одевания, напудривания и т.п.


Э. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877. Тут нечто более привычное нашему глазу.


Э. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны. 1850-е.


Смерть "на унитазе" -- это известная тема, служащая принижению образа политика (недаром Дж. Мартин наделил ею своего Тайвина Ланнистера. Да, кстати, один из слухов о причине смерти Екатерины, очень глупый, гласил, что в подаренном врагами-поляками переносном туалете прятался карлик, который и пронзил ее снизу копьем. Другой глупый слух -- про коня, сами понимаете, не хочу углубляться в тему).

Про ватерклозет, тем не менее, относительно достоверно.
Похабник Пушкин много лет спустя, в 1824 году, не пропустил шанса пригвоздить данное событие эпиграммою.

…В аллеях Сарского села…
Старушка милая жила
Приятно и немного блудно,
Вольтеру первый друг была,
Наказ писала, флоты жгла,
И умерла, садясь на судно. (целиком, с комментариями)

Наверно, хорошо, что сцен с изображением смерти Екатерины нет, даже карикатур у ненавидевших ее англичан и французов. Или есть? Кому-нибудь попадалось?

UPD: нашлась карикатура Крукшенка, tnx Иван Лапшин


По поводу смерти Екатерины вообще нет никаких примеров иконографии, аналогичной той, что мы видели про императоров 19 века (сцена прощания, посмертный портрет, изображение в гробу). Это потому что тех хоронила любящая семья и преданный наследник, которые таким образом отдавали им дань. А Екатерину хоронил сын, который, как известно, ее ненавидел, и пытался ее память изничтожать. Поэтому и иллюстраций достойных про это нет.

Винченцо Бренна. Проект катафалка Екатерины II. 1796.


Из похорон матери он тоже сделал цирк, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

ПЕТР III

Муж Екатерины и отец Павла, император Петр III умер, проведя несколько месяцев на престоле. Жена его свергла и отправила сидеть взаперти в уединенном дворце вместе с преданными ей гвардейцами. Там он быстренько скончался, по официальной версии -- «от геморроидальных колик». Говорят, от удушения. Ничего не доказано.

Павел, которому мать-узурпаторша не дала унаследовать трон, всю жизнь комплексовал, ждал ее смерти, подозревал в убийстве отца. Отсюда он и "Русский Гамлет". Когда Екатерина умерла (см. выше), новый император приказал выкопать тело отца, тридцать лет назад похороненного не в почетном Петропавловском соборе, а во "второсортной" Александро-Невской лавре (потому что он не был коронован).

Эксгумация тела Петра III. Обратите внимание на открытый гроб, и как покойник ручку тянет.


Приказал выкопать -- чтобы торжественно перезахоронить.
Одновременно с матерью.
Их гробы, со свежим трупом, и со скелетиком, поставили рядом в Петропавловском соборе.



Потом Павел собственноручно короновал тело отца (боже, какая некрофилия, какой символизм!)

Сохранилось изображение торжественной процессии перезахоронения.
Поскольку Павел отца уважал, его-то похороны придворные художники изобразили.
Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.

Вот фрагменты.
Фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур


Императорские регалии покойника по приказу Павла (человека с оригинальным, как мы видим, чувством юмора), несли подозреваемые в убийстве его отца -- граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек.


Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином.
Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой


Ссылка на свиток целиком (огромный, длинный, порассматривать). А вот отдельными кусками.
Спасибо за репродукции свитка babs71

На могилах Екатерины и Петра написали одну дату (дня захоронения/перезахоронения), как будто они жили долго и умерли в один день.

ИОАНН АНТОНОВИЧ

Да, по пути я что-то потеряла несчастного младенца Иоанна Антоновича (Ивана VI), свергнутого еще Елизаветой Петровной и все ее царствование спокойно просидевшего под замком. Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, тогда же придушили ее мужа (то есть в какой-то момент 1762 года в России были живыми 3 шт. императоров).

Иоанн Антонович прожил два года после восцарения Екатерины Великой.  -- в Шлиссельбургской крепости. Ему было 23 года в момент смерти.

Смерти насильственной, тут споров нет: офицер Мирович, служивший в крепости, решил поднять мятеж и провозгласить законного императора законным-таки императором.
Но  у охранников была четкая инструкция, и когда Мирович стал слишком настойчивым, они отказались сдаваться и убили Иоанна Антоновича.

"Мирович перед телом Ивана VI". Картина Ивана Творожникова (1884)


Мировича потом казнили, разумеется.

Существует совершенно уморительная книга Леопольда фон Захер-Мазоха "Новеллы русского двора", где в подробностях, с мехами и туманами, описывается, как императрица Екатерина Великая соблазняет этого самого Мировича, чтобы спровоцировать смерть конкурента. Она обещает его спасти, но обманывает, и он умирает на плахе с улыбкой на устах. Что-то такое, идиотское,  в общем, рекомендую поржать. У того же автора есть еще "Шахиня", про двор Елизаветы Петровны.

Похоронен был несчастный Иоанн тайно, где -- никому не известно.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Заонная дщерь Петра Великого, свергшая этого самого Иоанна Антоновича с престола (действительно, кто он такой вообще, что за 7-я вода на киселе?), она приходилась Петру III родной тетушкой. Елизавета умерла в 52 года естественной смертью.

Племянник Петр III очень ждал кончины любимой тетушки (примерно также, как его сын будет ждать кончины матушки). Петр планировал быстренько заточить жену Екатерину, змеюку в монастырь, и жениться на некрасивой русской любовнице. Но Екатерина сыграла на опережение, причем начала операцию по пиару, пока Елизавета еще остывала в гробу.

Екатерина II у тела императрицы Елизаветы Петровны. Немецкая гравюра XVIII в.


Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась. Лицемерка!

Именно этому моменту посвящена картина Николая Ге.

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.


Здесь фигура Петра выделяется на заднем плане неуместным на похоронах белым камзолом.
Дашкова описывала, что император пришел ко гробу не для того, чтобы оплакивать тетушку, но «чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

Костюм Екатерины на этой картине скопирован с портрета того времени, где будущая императрица-самодержица предстает действительно в глубоком трауре по "тетушке".

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины. 1762


Любопытная деталь: на портрете Эриксена орденская лента на Екатерине - голубая, ордена святого Андрея Первозванного. Носить ее мог только самодержец, следовательно, портрет написан уже после переворота и свержения Петра III. А на картине Ге траурное платье то же самое, а вот лента, как и положено, красная - ордена святой Екатерины. Его жаловали супругам императоров. «Императорскую» же голубую ленту можно разглядеть пока еще на Петре III.

***

До Елизаветы и Иоанна Антоновича еще правили Анна Иоанновна, Петр II и Екатерина I. Однако их кончина не оставила в истории русского искусства ощутимого следа.
Зато вот человек, кончина которого потрясла страну.

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Император умер всего в 52 года.
По легенде, он увидел севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать, в ледяной воде  простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.
Но говорят, что это всего лишь легенда, а скончался Петр на самом деле от уремии, острой почечной недостаточности -- что вполне правдоподобно, учитывая, какой нездоровый образ жизни он вел с самой юности, читайте А.Толстого "Петр Первый", причем в правильной версии без купюр, а то есть варианты для школьников, и там "мужика с поротой задницей" вырезали, ибо неприлично.

При вскрытии нашли «затвердение в шейке мочевого пузыря и антонов огонь» (воспаление).

Смерть титана повергла в шок современников, никто и не ждал, что дурдом когда-нибудь закончится.

Иллюстрация Бориса Чорикова


Сохранилось много портретов, запечатлевших этот момент. Как мы видели, это не повторится до эпохи Николая I.

Итак, Петр Первый на смертном одре.

С этого боку - худ. Иван Никитин.


Как для паспорта - худ. Луи Каравак


И с этого бока Иван Никтин (а может, и Таннауэр).



и такой.



В общем, "он точно умер".

Сняли посмертную маску (фото мое)


и посмертную лапку (фото мое)


Тело положили в красиво отделанной зале


Ну, а как процессии они рисовали, вы уже в курсе.



А похоронили Петра в Петропавловском соборе, который он сам же и построил.

  • Книга для чтения: Борис Нахапетов. Врачебные тайны дома Романовых
***

На этом мы сегодняшний выпуск закончим, в следующую среду будет самое кровавое -- про царей и великих князей московских и проч.



***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу " омерзительное искусствоведение".
Очень рекомендую.
Например:

живопись, История, омерзительное искусствоведение

Previous post Next post
Up