Священноримскоимперский город

Apr 26, 2017 20:18

Оригинал взят у olgina67 в Священноримскоимперский город


Отфыркиваясъ и отряхиваясъ, вылезла из под полуметрового снега. Зима. Красивая и снежная. Такая, какой она бывает в сказках.
Но впадатъ в спячку рановато. Должок за мной. Город, по которому я бродила в прошедшую субботу.
Аугсбург (нем. Augsburg), на швабском диалекте Аугшбург - университетский город на юго-западе Баварии, считается наиболее древним городом Германии после Трира. Аугсбург не входит в состав какого-либо района, а является столицей Швабии. Аугсбург с населением 264 тысяч жителей -
третий по величине город в Баварии после Мюнхена и Нюрнберга.
Название города происходит от первого названия города - Augusta Vindelicorum, который был основан как военный лагерь Друзом и Тиберием по приказу императора Августа в 15 году до н. э. Впоследствии город стал центром римской провинции Реция и в течении последующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал. Поэтому Аугсбург является одним из самых древних городов Германии, и самым древним после Трира.
Старинный баварский город Аугсбург знаменит не только своим почтенным возрастом. В Средние века Аугсбург был одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы, к тому же, со статусом вольного имперского города Священной Римской империи германской нации. В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства.
От средневековых времён, времён расцвета Аугсбурга, сохранился общий стиль исторического центра города и наиболее значимые архитектурные
сооружения: великолепная ратуша и башня Перлахтурм, соборы, части городских укреплений. Расцвет пришёлся на первую половину XVII века - аугсбургские купцы были одними из богатейших в Европе, а императора Священной Римской империи Максимилиана I  (Габсбурга, ну кого же еще)  даже стали издевателъски называтъ с подачи французского короля Франца I «мэром Аугсбурга» из-за его частых визитов в город (В ощей сложности 17 посещений Аугсбурга длителъностъю в 2 года и 211 дней.)(Ноосфера на сей раз не подвела - разговоры в ленте вокруг и около Аугсбурга и Максимилиана не могут не радоватъ.) Кстати, естъ великолепная книга о Максимилиане: Последний рыцаръ и бургомистр. Нехарактерно для немецкоязычного инета - можно прочитатъ онлаин.
Осознавая институциональную слабость императорской власти в Германии, Максимилиан I продолжил политику своих предшественников по обособлению Австрийской монархии от империи: опираясь на «Privilegium Maius» 1453 г., Максимилиан I в качестве эрцгерцога Австрии отказался участвовать в финансировании имперских учреждений, не позволял взимать на австрийских землях имперские налоги. Австрийские герцогства не участвовали в работе имперского рейхстага и других общих органов. Австрия фактически была поставлена вне империи, её независимость была расширена. Практически вся политика Максимилиана I проводилась, прежде всего, в интересах Австрии и династии Габсбургов, а лишь во вторую очередь, Германии. И все это - по-партизански проживая в той самой германии...
А проживал он вот тут, по адресу Heilig-Kreuz-Str. 4. Рядом с домом специалъно для него в городской стене были прорублены ворота, чтобы он мог, возвращаясъ поздно ночью с охоты, без проблем пройти к своему дому.


К этому же историческому периоду относится сооружение монументальных фонтанов на центральных площадях, и поныне украшающих город. Кстати, Аугсбург гордится и тем, что его купцы вкладывали огромные средства не только в недвижимость, но и на благотворительные цели. Например, на средства купца Якоба Фуггера был построен целый благоустроенный квартал Фуггерай из пятидесяти трех домов «для людей трудолюбивых и порядочных, но по несчастью впавших в бедность», за проживание в котором взималась символическая плата - один рейнский гульден в год. Да и существование самого реинского гулъдена можно за уши притянутъ к экономическим успехам Аугсбурга.


Как это ни странно Аугсбург, Габсбурги и еврейство сошлисъ в одной точке. Во многом  - благодаря существованию замечателъного человека, леибмедика сначала Фридриха  III, а затем и его сына Максимилиана, Якоба из Линца. (Jakow bar Jechiel (ca. 1435-1511) родился в Аугсбурге, в 1439 году, когда евреев изгнали из Аугсбурга, переселился в Улъм, где примкнул к учению  Rabbi Meir (ca. 1410-1478), сына  Rabbi Meir (ca. 1410-1478), последнего раввина Аугсбурга. Неисповедимиые пути привели его в Прагу и Вену, где ему повезло статъ врачом и бытъ замеченным Габсбургом. Если веритъ Генриху Граетцу, за особые заслуги Фридрих посвятил своего леибмедика в рыцари, что по тем временам было весъма и весъма смело.)
Первое упоминание о евреях в городе Аугсбурге относится к 1212 году. Историки считают, что в 1230-1235 годах в Аугсбурге уже существовала небольшая, численностью в несколько десятков семей, еврейская община. Еврейское кладбище упомянуто под 1231 годом. Уже под 1240- м годом в документах упомянуты несколько зданий, находящихся в собственности общины. Под 1259 годом упоминается синагога, и здание управления еврейской общиной.
Раввин аугсбургской общины описывается в хрониках как «Judenmeister» («Главный еврей»), «Grossjude» или «Judenbischof» («Еврейский епископ»). В его обязанности входило следить за соблюдением членами общины не только религиозных, но и светских предписаний, под которыми можно понимать и указания совета общины, и указания Аугсбурского городского совета. В средневековой Европе это было очень похоже на власть католических епископов на подвластных им землях, поэтому раввина и называли тогда «еврейским епископом». Самым выдающимся из аугсбургских раввинов считается Яков Вайль, бывший главой общины в 1412-1438 годах. Именно он в 1433 году вёл в Базеле переговоры с императором Сигизмундом о величине уплачиваемого евреями коронационного налога. Вплоть до рубежа 18 и 19 веков евреев не пускали на постоянное место жительства в Аугсбург.


При всем при том, что времени на прогулки было крайне мало, обще впечатление от города получитъ удалосъ. И-кто бы удивился- мне опятъ увиделасъ моя Рига. То-ли потому, что волъные города того времени были невероятно похожи, то -ли потому, что я соскучиласъ...


Как множество других средневековых городов, Аугсбург может похвастатъся башнями и воротами. Видела - не все, сфотографироватъ удалосъ лишъ одни, но для полноты информации - обо всех понемножку.
На протяжении XVI-XVIII веков Аугсбург задавал тон в архитектурной моде, здесь была создана одна из крупнейших в Европе Академия художеств, открыты уникальные фарфоровые и оловянные фабрики, а во всех областях декоративно-прикладного искусства появился феномен «аугсбургского барокко».


Птичьи ворота нем. Vogeltor - часть городских укреплений, сформировавших когда-то предместье Святого Якова (Jakobervorstadt). Сначала появился городской ров, а у него в 1374 году, укрепляя городские стены, построили ворота и мост через ров. Первые ворота простояли недолго: в 1445 году их снесли и построили новые. Было это во времена бургомистра по фамилии Vogelin, так что, по одной из версий, своё название ворота получили именно от этой фамилии. Во времена Тридцатилетней войны Аугсбург был в 1632-1635 годах занят шведскими войсками. В эти годы система городских укреплений была реконструирована, в том числе и участок Птичьих ворот. Время шло, необходимость в крепостных сооружениях с каждым столетием уменьшалась, пока не исчезла совсем. В 1880 году мост через ров разобрали, частично разобрали и бастион. В 1944 году, во время бомбардировки Аугсбурга, ворота сгорели. Восстановили их только через 10 лет. Город становился всё больше автомобильным, и ворота начали мешать движению транспорта по улице Верхнего Рва (Oberer Graben). Тогда внутри ворот сделали проём для проезда транспорта - в виде красивой арки. Но этого было мало, пришлось разобрать постройки между воротами и крепостной стеной. Рядом с воротами вот уже много столетий, с 1538 года, вращается колесо водяной мельницы. Недалеко, возвышаясь над городской стеной, высится построенная в стиле барокко башня монастыря Святой Урсулы.


Ворота Рыбаков
Первое упоминание в документах этих ворот относится к 1328 году, но назывались они тогда по-другому - Burgfeldtor и Lohrhubentor. Но всё-таки ворота вели в пригород рыбаков: Senkelbach, и с середины XV века нынешнее название стало общепринятым.
В 1609 году знаменитый аугсбургский архитектор Эллиас Холль (Elias Holl), прославившийся Ратушей Аугсбурга, перестроил и Ворота Рыбаков нем. Fischertor. Почти через столетие, во время войны за испанское наследство, ворота были полностью разрушены. Их очень долго не восстанавливали, вплоть до XX века. И лишь в 1925 году Fischertor снова появились в Аугсбурге. Чтобы отразить стиль предыдущей постройки, воротам придали черты барокко.


Ворота Святого Якова
нем. Jakobertor - когда-то были важнейшими из внешних ворот города Аугсбурга. Через них проходила стратегическая дорога из Швабии в Баварию. Первое упоминание об этих воротах относится к 1346 году. В 1462 году ворота приобрели поднимающуюся решётку, надёжно защищающую вход.
Первоначальная форма ворот сохранилась до наших дней: четырёхстороннее основание с сужающимся продолжением и двухэтажный верх с высокой остроконечной крышей. Именно сквозь эти ворота во времена Тридцатилетней войны шведский король Густав Адольф Второй 24 апреля 1632 года вошёл в город Аугсбург. В проёме ворот находится каменное изображение кайзера Сигизмунда. На западной стороне ворот - городской герб со знаменитой шишкой пинии, ставшей символом Аугсбурга.


Именно возле этих ворот автобус вытряхнул своих пассажиров на морозец и подобрал вечерком.


Ворота моста через Вертах
На том месте, где сейчас стоят нем. Wertachbruckertor, когда-то находилась таможня. Сначала здесь построили башню, которую украсили в 1402 году росписью. В 1605 году Эллиас Холь (Elias Holl) надстроил башню на два этажа, закончив строение плоской крышей с красивым архитектурным фонарём. Если через Ворота Святого Якова когда-то торжественно вступил в город шведский король Густав Адольф Второй, то через Wertachbruckertor 10 октября 1805 года в Аугсбург въехал другой знаменитый полководец - император Наполеон Первый. Изображение этого события есть на Вандомской колонне в Париже. Маленькая доска на Wertachbruckertor напоминает о дне рождения баварского короля Людвига Второго. Он родился 25 августа 1845 года - в тот же день, что и его дед - Людвиг Первый. В 1843 году на внутренней стороне ниши появилось изображение статуи Девы Марии. В 1989 году ворота были отреставрированы. Солнечные часы, которые тогда появились на башне, оплачены не из городской казны - это подарок от общества Старого Аугсбурга.


Красные ворота
C незапамятных времён Красные ворота нем. Rotes Tor были важнейшими из южных ворот города. Через них проходила дорога в Тироль и Италию, и поэтому здесь располагалась таможня. Сейчас мимо ворот идут трамваи в район Haunstetten и до 1482 года Красные ворота как раз и назывались Haunstetter Tor. Из всех городских ворот Красные ворота - древнейшие. Аугсбург был основан римлянами, а дорога на Рим и Венецию здесь и проходила. Её называли «Via Claudia Augusta» в честь императора Клавдия. Она вела к водному пути по Дунаю - и доходила до реки в районе нынешнего города Донаувёрта. Конечно, дорога неизбежно требовала заставы, а застава - каких-то укреплений, поэтому ворота и прилегающее к ним оборонительное пространство неоднократно перестраивались. Эллиас Холь (Elias Holl) - автор одного из лучших архитектурных ансамблей Аугсбурга: Красные Ворота и Госпиталь Святого Духа (Rotes Tor и Heilig-Geist-Spital). Дважды, в 1611 и 1622 году, он перестраивал Красные ворота. Мост у Красных ворот построили уже намного позже - в 1777 году.


Аугсбург может похвастатъся одной весъма и весъма замечателъной традицией, отзвуки и отголоски которой слышны еще и сегодня (да, не смогла пройти мимо).
Наиболее значительным видом декоративного искусства Германии XVII века являлись ювелирные работы из серебра. Пережив блестящий расцвет в эпоху Возрождения, ювелирное искусство сохраняет в ряде случаев ренессансные формы вплоть до XVIII века, что объясняется консервативностью цехового устройства.
Уже в XV веке Аугсбург стал одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. В Германии с Аугсбургом соперничали только мастера из Саксонии и Шлезвига. Если говорить о немецком стиле, выделяющем нацию среди других народов Европы, то в данном случае речь идёт об очень умелом использовании декоративных возможностей материала, включая позолоту серебряных изделий и гравировку. Немецкое барокко отличалось таким богатством выразительных форм, которое вплотную соседствовало с излишествами. Поэтому аугсбургский стиль оценивают по-разному. Тем не менее, изделия ювелиров Аугсбурга есть в собраниях сокровищ всех основных нынешних и бывших династий Европы, включая сокровищницу Московского Кремля. <........>

Attributed to Kolman Helmschmid, German, 1470-1532 Equestrian Armor of Maximilian I, Augsburg, c. 1517-1518 openwork, embossed, etched, and gilt steel; fabric and leather Patrimonio Nacional, Real Armería, Madrid
Большинство ювелиров работали по рисункам художников-орнаменталистов, но были и те, кто сами создавали рисунки для своих изделий. Не все изделия были из чистого серебра. Иоганн Шнелль, например, очень искусно украшал серебряные изделия позолотой и эмалью.
Как и в XVI веке, основным центром ювелирного искусства остается Аугсбург. Здесь большой известностью пользовались мастера Иоганн Георг Ланг, Михаэль Хекель, Генрих Маннлих, Абрагам и Кристоф Дрентветт и Иоганн Килиан, сам рисовавший свои модели, тогда как большинство ювелиров заимствовали рисунки художников-орнаменталистов. Иоганн Конрад Шнелль искусно украшал сосуды позолотой и эмалью. Крупными художественными центрами были также Нюрнберг, Мюнхен, города Саксонии и Шлезвига.
В век рококо аугсбургское ювелирное искусство не только не снизило свой художественный уровень, но и вышло в абсолютные лидеры в Германии и Западной Европе. В восемнадцатом веке предметы, изготовленные аугсбургскими ювелирами, заполнили собой практически все дворцы царствующих домов Европы. Больше всего заказов поступало из Пруссии. Правда, Фридрих Великий переплавил почти всё аугсбургское серебро из своих коллекций, чтобы превратить его в монеты и расплатиться с армией во времена Семилетней войны.

Шкатулка 'Минерва'
Серебро,аметисты,гранаты,оливины,одонтолит,бирюза,эмаль; чеканка, роспись. 14.8х21.5 см Золаньер, Поль. Германия. Аугсбург. Между 1690 - 1700 гг.
Рококо постепенно сменил классицизм. Ясный и спокойный стиль классицизма не подходил аугсбургскому менталитету. В новых условиях Аугсбург стал терять передовые позиции. Новый удар по аугсбургским ювелирам нанесла демократизация общества. Покупателей стало на порядок больше, но каждый из них платил немного. Подстраиваясь под перемены, ювелирное искусство стало заметно удешевляться: пошла «штамповка». Вещи стали изготавливать без особых затей: побыстрее и побольше по количеству. К тому же на рынок хлынули ещё более дешёвые изделия из Англии - плоды промышленной революции. Спрос на уникальные художественные изделия резко сократился. Сократился в результате и ассортимент. Остались лишь столовое серебро, канделябры и туалетные приборы: в стиле классицизма, простые и строгие, с гладкой поверхностью и античным орнаментом.
Период наивысшего расцвета немецкого серебряных дел мастерства закончился в XVII веке. Ренессансные формы и элементы декора в этой отрасли художественного ремесла продолжали существовать не только в XVII, но даже и в начале XVIII века, хотя в это время появляются художники-орнаменталисты, создающие узоры для ювелиров, в которых заметно влияние композиций Берена. Наряду с этим многие рисовальщики компонуют узоры из растительных завитков и арабесок. Формы развитого стиля рококо также постепенно получают все большее распространение, в чем можно убедиться на примере опубликованных в Аугсбурге рисунков Иоганна Баура для различных ювелирных изделий из серебра и золота.

НАСТОЛЬНОЕ УКРАШЕНИЕ «ГЕРКУЛЕС, СРАЖАЮЩИЙСЯ С ГИДРОЙ» Альбрехт Биллер Аугсбург, 1697-1699 Серебро; литье, чеканка, гравировка, пунцирование
Только в 1780-х годах в изделиях из серебра орнамент рокайль постепенно уступает место классицистическому. Стремление к удешевлению производства приводит к тому, что уникальные художественные вещи появляются все реже. Начинает сказываться и конкуренция со стороны английских, главным образом сравнительно дешевых шеффильдских изделий. В Аугсбурге, Нюрнберге, Мюнхене и других центрах еще продолжают работать многие мастера, но они ограничиваются изготовлением столового серебра, канделябров, туалетных приборов. Формы этих вещей отмечены простотой и строгостью античных образцов. Гладкая поверхность их сочетается с античным орнаментом. В Аугсбурге, как и в Англии, в конце XVIII века распространяется производство филигранных ажурных декоративных и бытовых сосудов.
Ок. 1594 года Аугсбург насчитывал примерно 48 000 жителей. На них приходилось 200 ювелирных предприятий, специализирующихся на изготовлении изделий из золота и серебра. По окончании Тридцатилетней войны в 1648 году население уменьшилось больше чем в два раза. И тем не менее почти 140 серебряных дел мастеров продолжали свою деятельность. Эти цифры намного превосходили, например, мюнхенские, где насчитывалось всего лишь около 30 небольших цехов. Слава Аугсбурга как города золотых и серебряных дел распространилась далеко за его пределы.
Здание серебряной кузницы было построено задолго до 1560 года. Оно было реставрировано в начале XXI века и практически в неизмененном виде дошло до наших дней. Таким образом, и здание, и мастерские в нем являются достаточно аутентичными, чтобы продемонстрировать искусство ювелирных украшений в Аугсбурге на протяжении многих сотен лет.<.....>

Шкатулка из сервиза Анны Иоанновны 1736-1740 гг.  Мастер Иоганн Людвиг II Биллер Aугсбург Золото; литье, чеканка, гравировка, пунцирование
Аугсбургские блюда знамениты. Именно эта продукция златокузнецов Аугсбурга особенно прославила их технический артистизм и художественную одаренность. Для блюд прежнее по весу количество серебра расплющивали, растягивали в менее плотный, но зато гораздо больший по размеру лист. В тонком слое металла искусно чеканили сложные многофигурные сцены и орнаментальные композиции, щеголяя высотой рельефа, передачей перспективы, многоплановостью изображений, их пластичностью, живостью подробностей и колористическими эффектами (за счет сопоставления света и тени, контраста цвета позолоченного и белого серебра).


Чеканные рельефы на блюдах мастера смело дополняли литыми деталями в технике круглой скульптуры. Прием использовался в сценах античной, библейской и современной истории, в композициях массовых баталий, военных поединков и рыцарских спортивных игр. Характерно, что обращаясь к событиям седой старины, изображая мифических и легендарных персонажей, серебряники часто не могли обойтись без примет своего времени. Исключительная же возможность блеснуть точной передачей актуальных реалий выпадает на долю мастера, отражающего современные ему события.
В этом отношении наиболее показательно блюдо-лохань аугсбургского мастера Лоренца I Биллера с композицией «Пленные турки перед императором Леопольдом I». Виртуозно исполненный рельеф - это серебряная картина на самую животрепещущую тему дня. Осенью 1683 года союзные войска Австрии, Польши, Венгрии разгромили турецкую армию, долго и томительно осаждавшую Вену, и освободили город от блокады. Содержание чеканной сцены - торжество победителей и чествование главы антитурецкой коалиции - императора Священной Римской империи Леопольда I. Его фигура на троне под пышным балдахином с геральдическими орлами - смысловой и художественный центр композиции. Леопольд попирает ногами символы побежденного врага - знамя с полумесяцем и тюрбан.


К подножию трона брошены трофеи; в цепях, согбенные, на коленях униженные пленные турки. В группе победителей по правую руку от императора стоят полководцы и маршалы и главный герой битвы - польский король Ян III Собесский в полном рыцарском доспехе. К трону устремлены аллегорическая фигура Виктории с лавровым венком и пальмовой ветвью и парящий под потолком зала путто, трубящий славу. У композиции в целом нарядное орнаментальное обрамление с трофеями, арматурой, литаврами и имперским орлом16. Блюдо было поднесено послами императора Леопольда I царям Ивану и Петру Алексеевичам в 1684 году.


На королевских и царских столах в центре возвышался серебряный пладеменаж - оригинальное настольное украшение. На нем стояли судки для различных специй и «корзина» для фруктов или сладостей. В собрании Эрмитажа хранятся три пладеменажа знаменитого ювелира короля Людовика XV Клода Баллена II, и не менее известного аугсбургского мастера Иоганна Людвига Биллера.

Промышленная революция и индустриализация изменили специализацию города. В 19 веке Аугсбург развивался как центр машиностроения. В 1897 году именно на Аугсбургском машиностроительном заводе Рудольфом Дизелем был построен известный двигатель. Естественно, ремесленное ювелирное дело пришло в упадок. Но и сейчас в Аугсбурге можно встретить многочисленные ювелирные лавочки, напоминающие о глубоких традициях ювелирного дела в Аугсбурге, небольшом немецком городке, когда-то бывшим сначала финансовой, а затем ювелирной столицей Европы. <....>

ПЛАДЕМЕНАЖ СО СЦЕНОЙ ОХОТЫ (настольное украшение) Саломон Дрейер Аугсбург, 1761-1763 Серебро, дерево; литье, чеканка, пунцирование
В Аугсбурге для прусского двора изготавливалась мебель из серебра либо богато обработанная серебряными накладками. Значительными центрами мебельного производства были и города Люттих и Ахен. Влияние мебельных форм, выработанных в этих городах, прослеживается во всей прирейнской области до самого Кёльна.
Орнамент немецкого рококо отличается выразительностью и красочностью. В Баварии и Австрии особенно популярна была ярко расписанная и украшенная резьбой по дереву мебель. Самые красивые образцы этой мебели представлены крестьянскими шкафами.

Во всех путеводителях по Аугсбургу его главным символом считается Ратуша на Железной горе. На этом месте первая Ратуша была построена в 1385 году. Со временем её масштабы перестали соответствовать статусу разбогатевшего на торговле и ремёслах Аугсбурга, и Городской совет решил её реконструировать. Но в процессе обсуждения планов реконструкции возникло убеждение, что правильнее было бы построить новую Ратушу.


24 августа 1615-го года архитектор Эллиас Холь, ставший автором её проекта, торжественно заложил первый камень в основание новой Ратуши. Строительство шло очень быстрыми темпами. Через четыре года Ратуша была уже построена, а ещё через четыре - закончены все внутренние работы. Ратуша Аугсбурга была тогда единственным светским зданием в Европе высотой более, чем шесть этажей. Строгая элегантность её архитектуры ведёт своё происхождение от стиля зданий Флоренции. Новая Ратуша стоила Аугсбургу больше 100 000 золотых гульденов - огромная по тем временам сумма.


Два орнаментах на лицевой стороне Ратуши: имперский орёл и шишка пинии - символизируют римское прошлое Аугсбурга и его значение в Священной Римской империи. Главным помещением Ратуши является Золотой зал: высотой в два с половиной этажа, красивыми большими окнами, богатой позолотой и живописью. В Золотом зале вот уже почти 400 лет происходят главные события в жизни Аугсбурга: торжественные приёмы, награждения, праздничные концерты. Рядом с Золотым залом находятся княжеские комнаты, предназначенные когда-то для отдыха после утомительных заседаний. В 1944 году Ратуша была почти полностью разрушена в ходе бомбардировок союзников, но к 1954 году восстановлена в прежнем виде, без искажений и дополнений. Золотой зал был окончательно восстановлен к 1985 году, когда Аугсбург праздновал 2000 лет со дня основания города.


Именно на ратушной площади проходят те самые елочные базары, покоторому я в субботу побродила.

Рядом со зданием ратуши - светлая и стройная башня Перлахтурм.
Согласно одной из теорий,происхождение названия башни - Perlachturm - связано с народными гуляниями. К башне прилегает Ратушная площадь - место для народных гуляний, с жонглёрами, шутами и медведями на цепи. Название состоит из трёх частей: реr, lach и turm. Третья часть означает «башня», о значении первых двух до сих пор ведутся споры. «Per», в данном случае, скорее всего - искажённая форма слова Bär («медведь»). «Lach» на старонемецком означало «игры», «танцы». Согласно этой теории, в буквальном переводе на современный немецкий язык «Perlachturm» означает «Bärentanzplatz» - площадь, на которой танцуют медведи.


Башня была построена в Х. веке для дозора, чтобы следить за пожарами или появлением противника. Первоначально, башня служила для постоянного наблюдения за окружающей местностью. Камни, которые до сих пор лежат в её основании, датированы 1060 годом, но первое упоминание о башне ещё старше - год 989-й. Место, на котором стоит Перлахтурм, относится к античности. Именно здесь находился когда-то римский амфитеатр.
Потом, на месте амфиатеатра расположился обычный жилой район. Район, как и весь город к тому времени, был деревянный и периодически горел. Для своевременного обнаружения пожаров, было решено построить дозорную башню. Вполне символично, что Перлахтурм построена, согласно источникам,на месте нескольких сгоревших домов. Башня уже с момента постройки была достаточно высокой - около 30 метров. Пожары - бич средневековых городов, построенных, в отличие от античных, почти полностью из дерева. Но кроме материала построек, у разрушительных пожаров была ещё одна причина. Горожанам очень редко выделяли под постройку большие участки. Чем больше был город, тем больше средств тогда было нужно для оборонительных укреплений: ведь их длина прямо зависела от размеров города. В результате, дома строили очень тесно друг к другу, поэтому, в случае пожара, огонь легко перебрасывался с одного дома на другой. Средняя ширина средневековой улицы не превышала 4-5 метров. К тому же, распространению огня помогали солома и дранка, которыми крыли крыши. Черепица, как массовое явление, появилась только в XVII-XVIII веках. Раньше её из-за дороговизны практически не использовали, да и при наличии денег покрыть крышу черепицей было очень непросто: не выдерживали деревянные конструкции перекрытий. Понятно, что чем раньше замечали возникновение огня, тем меньше были и последствия пожаров, поэтому высокие сторожевые башни были для Средневековья жизненной необходимостью.

На крыше башни установлен позолоченный флюгер. Несмотря на то, что у Перлахтурм находится христианская церковь, флюгер изображает языческую богиню земли и плодородия Зису. Богиня появилась здесь не случайно: со времён древних германцев она покровительствует Аугсбургу. Ратушная площадь была место увеселений в античную, в варварскую, и во все христианские эпохи. Поэтому так символично отражение в архитектуре Перлахтурм и разных эпох жизни Аугсбурга: от язычества до христианства.


От ратушной площади совсем недалеко и до главного собора. (это если знатъ-куда идти). Мне показалосъ, что собор сознателъно прячется от взглядов - ни высоких шпилей , ни великосветской помпезности - спрятался за высокими деревъями коренастый, приземистый, солидный.


Главный собор Аугсбурга называется Mariendom. Он очень хорошо известен в Европе. Во всех энциклопедиях по искусству Европы Mariendom в Аугсбурге - собор, в котором сохранились самые ранние цветные витражи в мире. Раньше, чем в Аугсбурге, цветные витражи появились во Франции, но там они не остались в первозданном виде, так что город на Лехе оказался в списке первым. На аугсбургских витражах, созданных во второй половине XI-го века, изображены библейские пророки. Сам же способ, позволявший создавать картины из цветного стекла, датируется серединой X-го века.


Только тогда научились делать тонкое листовое стекло больших размеров. Куски цветного стекла соединяли свинцовым переплётом. До этого были не витражи, а цветные мозаики из стекла, потому что не удавалось изготавливать куски тех размеров, при которых возникают картины на стекле. Витражи в Аугсбурге исполнены в ранней, переходной технике «прозрачной мозаики».


Первые камни собора датируются 8-м веком. Собор длиной 113 м, шириной 40 м и его башни высотой 62 м.
Собор находится в пределах городских стен бывшей римской столицы провинции Augusta Vindelicorum. Под в романском-готическим собором был найден фундамент, датируемый 4-м столетием (1978/79), который указываeт, возможно, на ранне-христианскую церковь и резиденцию епископа. Разумеется, до сих пор в источниках еще не были найдены никакие доказательства. На христианскую общину этого временного указывает только эпитафия, которая была найдена в раионе бывшей церкви Йоханнеса рядом с собором.


Из любой точки Аугсбургского центра города можно видетъ обе колокольни домского собора. Высотой 62 м они являются наряду с базиликой Св. Ульриха и Перлахтурмом к наивысшим зданиям в исторической старой части города Аугсбурга. (надо же, какое разнообразие мнений - но путеводителям наверное виднее)Собор был построен епископом Симпертом на останках более старых зданий примерно 8-ого века. В 994 году здание рухнуло. Построенный затем в 1065 собор является прародителем сегодняшнего здания. Обе колокольни - 1075 г. В 14-ом веке произошла реконструкция в стиле готики.


В течение столетий Аугсбургский собор испытывал многочисленные перестройки, причем много художественных сокровищ пропали. Последние значительные мероприятия реконструкции происходили в 1863, когда собор перестраивался в стиле псевдоготики.
Аугсбургский собор - это вытянутая в длину, 5-нефная базилика с восточным хором и однонефным западным хором.


Двойные боковые продольные нефы южной стороны -  имеют неоштукатуренные кирпичные каменные стены и подпираются снаружи простыми контрфорсами. Поперечные двускатные перекрытия над подвалами скрыты за треугольными фронтонами зубцов. Открытая система распорок спрятана в зоне крыши. Первоначальные окна неукрашенных стен главного нефа были замурованы.


Совершенной неожиданностъю оказаласъ словно игрушечная розово-барочная капелла св. Марии в боковом приделе. Она еще силънее показывает разницу в архитектуре и стилях. Как ни странно в этот раз мне не захотелосъ остатъся в барочном барби - суровая красота древнего собора привлекает куда болъше.









Портал напомнил мне болъше французские соборы нежели немецко-австрийские, но может бытъ я - пристрастна.


Крестный ход силъно напомнил Код Да Винчи Дена Брауна - особенно когда я увидела в полу захоронения рыцарей с релъефами.




Естественно - не смогла удержатъся и не обратитъ внимания на скамъи.


Собор завораживает, но бесконечно любоватъся им увы - не входило в план поездки. И все-таки уходя, я долго оглядываласъ.


габсбурги, Города, германия

Previous post Next post
Up