Оригинал взят у
olgina67 в
Sic transit gloria mundi "Пол залы разверзся, образовался страшный провал. Заскрипели канаты подъемной машины, из глубин подземелья медленно поднималось кресло с сидящей в нем владычицей великой Римской империи. Мария-Терезия появилась в зале, распространяя дух своих предков, которые разлагались естественным путем, ничем не закрытые (всем в мире была известна любовь Габсбургов к родимым трупам, которые они вывозили с собой даже на дачу, словно мебель или посуду).
В. Пикуль "Фаворит"Выйдя от бабочек, я твердым шагом направилась на поиски одной небольшой, но очень важной церкви. Мимо которой я скоро 20 лет как умудряюсь проходить мимо. До того она незаметна.
Императорский склеп (склеп Капуцинов) в под церковью Капуцинов.
B этой скромной и едва заметной церквушке покоятся останки императоров Священной Римской империи, Австрийской империи, Австро-Венгрии, а также другие представители Габсбургов.
Первыми захоронениями в церкви капуцинов были захоронения императрицы Анны императора Матвея в 1618 и 1619 году.
B
склепе действительно покоятся только тела венценосных особ, по местной традиции сердца Габсбургов в серебряных урнах хранятся в "Склепе сердец" при Августинской церкви, а их внутренности в медных урнах - в "Герцогском склепе" под собором Святого Стефана.
И это при моей-то любви к Габсбургам! Было такое ощущение, что я два дня только и занималась работой над ошибками, подчищая все те ляпы и заполняя пробелы, что наделала за все эти годы. Видимо время собирать камни было выбрано правильное потому, что получилось все отлично.
Так вот, в этом скромном месте можно изучать историю Австро-Венгрии, которой долго и в общем успешно правила императорская династия. Нет, не так. Династия - с большой буквы. Сильная и великая.
В крипте церкви покоятся останки 12 императоров (включая императора Мексики Максимилиана, брата Франца Иосифа I), 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона I) и многие другие члены фамилии Габсбургов (всего 137 человек). кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, которая пожелала покоиться с ней рядом.
последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Императорский склеп делится на 9 меньших склепов, а также капеллу (Gruftkapelle), где покоится жена Карла I императрица Цита Бурбон-Пармская, пережившая мужа на 67 лет, и один из их сыновей, умерший в 2007 году. С художественной точки зрения примечательны склеп Карла VI (основан им в 1720) и склеп Марии-Терезии (1758), декорированный в стиле рококо.
Когда спускаешься по простым, скромным ступенькам вниз, в крипту, появляются странные мысле. Тихо играет траурная музыка, надписи предупреждают о необходимости соблюдать тишину (как будто кому-то может прийти в голову орать тут песни), каждый шаг гулко отдается под сводами, а сердце начинает биться быстрее от важности момента. Как здесь, на этой малюсенькой площади перед церквушкой, поместились все те кареты и экипажи, сопровождавшие тело императрицы Сиси? Или Зиты? Где и как разместилась императорская семья и как происходили их ритуальные посещения дорогих могил? Странно, и ведь не первая императорская крипта в моей жизни... Еще пара ступенек. На цыпочках и не дыша.
Много разных титулов носили представители Дома Габсбургов, были короли и императоры, эрцгерцоги и престолонаследники. Одни «прожигали» свою жизнь в императорской роскоши, как несчастная дочь Марии-Терезии, обезглавленная французской Революцией в 1793 году. Другие, по примеру великого Александра, считали что нищими они пришли в этот мир, нищими и уйдут из него. Но всех уравняла гробовая доска габсбургских саркофагов в императорской усыпальнице Капуцинеркирхе (Kapuzinerkirche) на Новом рынке (Neuer Markt). Императорская усыпальница с начала 17 века находится под опекой так называемого «нищенствующего» Ордена Капуцинов, одной из ветвей Ордена св. Франциска, Ordo Fratrum Minorum Capucinorum.
История склепа начинается с завещательного распоряжение императрицы Анны, супруги императора Маттиаса. Оба похоронены в законченном в 1633 и отделенном решеткой "склепе учредителей". В течение следующих столетий крипта расширялась неоднократно, так что она отражает различные стилевые эпохи, от барокко через стилъ бидермейер и модерн до современности. Не так давнов 60-е годы, проводилась реконструкция, позволившая разгрузить главный зал, выглядевший как склад гробов и расположить захоронения хронологически.
Здесь имеются разнообразные саркофаги, которые демонстрируют развитие «моды» в похоронном деле, начиная от скромных гробниц в стиле ренессанс, как у основателей усыпальницы, и заканчивая современными саркофагами, как, например, у последней императрицы дома Габсбургов - Зиты Бурбон из Пармы и её сына, эрцгерцога Карла Людвига.
Забальзамированные тела находятся в деревянных гробах, которые лежат в оловянных саркофагах или в медных саркофагах. Обычай отдельного погребения внутренностей в герцогской могиле собора Св. Штефана и сердец в сердечной могиле придворной приходской церкви Св. Августина начинается в 19-ом веке.
А вот и основатели - учредители.
Много интересных личностей нашли здесь свой вечный покой: Генриетта фон Насау-Вайльбург, которая первая в 18 веке в Вене нарядила рождественскую ёлку; победитель Наполеона при Ваграме, эрцгерцог Карл; самая красивая женщина Европы в 19 веке - императрица Элизабет (Сиси), дочь баварского герцога Макса; самоубийца-престолонаследник эрцгерцог Рудольф; романтический эрцгерцог Максимилиан, император Мексики…
В склепе капуцинов похоронены далеко не все Габсбурги, даже не все венценосные представители. Чтобы называть только самых известных: Рудольф I, который был королем, но не носил императорскую корону,покоится в крипте собора Шпайере. Император Фридрих III лежит в Венском соборе Штефана. Его сын Максимилиан I, „последний рыцарь“, вопреки собственному плану, по которому он должен был быть погребен в Иннсбрукской придворной церкви, покоится по его месту рождения в Винер Нойштадт, куда он удалился, после того, как его прогнали жители Тироля. Его внук Карл V, а также испанские Габсбурги покоятся во дворе монастыря El Escorial. И в умерший в 1922 в эмиграции на Мадейре император Карл также там погребен. Герцог фон Раишштадт, сын Наполеона I. и Марии Луизы, дочери императора Франца II, по приказу Адольфа Гитлера в 1940 был перевезен из могилы в церкви капуцинов к его отцу в Парижский дом инвалидов.
Мария-Терезия в 1748 году заказала Бальтазару Фердинанду Моллю великолепный саркофаг для герцогини Каролины, это была его первая работа. Моллем были созданы многие саркофаги для семьи Габсбургов.
Его руками создан саркофаг для Карла VI, для его жены императрицы Елизаветы Кристины, императору Иосифу I.
Самые пышные "супницы" в стиле рококо - ближайшие ко входу парные надгробия Карла VI (со львами и черепами) и его жены (с орлами и плакальщицами).
Раз уж мы заговорили о Габсбургах, блистающих своим отсутствием в склепе.
Племянник императора Австро-Венгрии Франца Иосифа, ставший после смерти кронпринца Рудольфа наследником престола, не спешил создавать семью. В свои 34 года Франц Фердинанд д’Эсте все еще оставался холостяком и стойко выслушивал намеки высокородных родственников на то, что уже неплохо было бы жениться и обзавестись наследниками в целях укрепления монархии. В 1898 году (по другим источникам, в 1894 или в 1897 году) на балу в Праге Франц Фердинанд знакомится с уже немолодой по тогдашним меркам графиней из чешского рода Хотеков. София Хотек состояла фрейлиной при одной из дочерей герцога Тешинского, Франц Фердинанд зачастил в его дом, что дало Тешинским надежды на брак их дочери с наследником престола. Но эрцгерцог выбрал Софию Хотек. Некоторое время их связь держалась в тайне, но пришло время, когда Франц Фердинанд поставил императора перед фактом: он намерен вступить в морганатический брак. После того, как Франц Фердинанд заявил, что, кроме Софии, он ни с кем не намерен вступать в брак, и благодаря заступничеству русского царя Николая II и немецкого императора Вильгельма II, согласие на неравный брак было получено. Взамен эрцгерцог отрекся от имперской короны для своих детей. Они родились уже не Габсбургами, а Гогенбергами.
На свадьбе в северочешском Рейхштадте 1 июля 1900 году не присутствовал никто из Габсбургов. Император охладел к племяннику, его супруге при дворе постоянно напоминали о ее нижестоящем положении.«Графиня Хотек не стала эрцгерцогиней, она носила титул светлейшей герцогини Гогенберг, и, по придворному церемониалу, ее место было не рядом с мужем, а за самой последней эрцгерцогиней. Формальности соблюдались и после гибели графини с мужем в Сараево. Она не могла быть похоронена в императорской гробнице, поэтому Франц Фердинанд построил собственную гробницу в Артштеттене у Линца. После убийства их тела доставили сначала в Вену, а потом перевезли на место захоронения. И при церемонии прощания тело Софии стояло на более низком по высоте катафалке, что подчеркивало ее более низкий социальный статус».<
.......>
Роскошный двойной саркофаг Марии Терезии и ее супруга, императора Франца I Стефана Лотарингского, является работой скульптора Бальтазара Фердинанда Моля. В ярком контрасте с ним находится простой гроб ее сына Иосифа II.
Основной изюминкой шоу является сцена на брачном ложе поверх саркофага. Супруги сидят в постели и как будто сорятся, зная о похождениях своего любвеобильного супруга, Мария Терезия уже готова схватиться за рукоятку кинжала, чтобы заставить мужа остаться с ней, что не входит в его планы, не любил он просыпаться в супружеской постели (что однако не помешало им родить 16 детей).
Этот шедевр был создан скульптором Бальтазаром Фердинандом Молля в 1754 году. Саркофаг представляет почти два метра в длину и три метра в ширину и весь украшен сценами из жизни семейства, коронами, гербами, черепами, зрелище конечно необычное. Чтобы гарантировать стабильность и избежать деформации гроба, так как вес крышки с фигурами составлял около 1700 кг, то применялись специальные железные стойки и облицовку делали частично деревянную.
Император Иосиф II был старшим сыном Марии Терезии и императора Франца I Стефана. Иосиф предпочитал с самого раннего возраста к простому образу жизни. До смерти матери в 1780 году он оставался в Австрии соправителем. Только потом он смог осуществить свои реформы полностью в действие. Он создал вердикт веротерпимости (свободное осуществление всех религий), снизил права помещиков, урезал крепостное право, основал самый большой госпиталь в Европе. 1785 Иосиф открыл сады Шенбрунна и имперских охотничьих угодий в Пратере доступной зоной отдыха для всего народа. Поскольку реформы Иосифа часто преобладали жесткий характер, растущая оппозиция вынуждена призвать его отозвать большую часть своих правил незадолго до своей смерти. Согласно его распоряжению, его тело не бальзамировали и похоронили в военной форме.
<
.....>
У подножия этого монстра находится совершенно другой гроб - простой медный ящик для тела их сына, императора Иосифа II, который в своей жизни и царствовании руководствовался идеалами Просвещения, рационализма и почти протестантской скромности. Неудивительно, что именно ему принадлежала революционная идея экономичного многоразового гроба, который после захоронения вытаскивали из могилы наружу, - впрочем, венские жители новинку отвергли.
Саркофаг Марии Терезии двойной: императрица покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Соответственно и короны - точные копии.
"В задумчивости Николя созерцал скопление надгробий, теснившихся на полу подземной часовни Капуцинов. Тяжелые металлические плиты, часть которых успела подвергнуться окислению, а часть еще поблескивала свежестью металла, пробуждали в нем мысль о кораблекрушении. Потемневшие от времени свинец, цинк и серебро, украшавшие надгробия, местами отражали неровный свет, проникавший сквозь узкие щели цветными полосками, словно на пути его поставили призму. Куда ни повернись, взор непременно падал либо на барельефные портреты, либо на изваяния бренных останков и прочих повергающих в трепет фигур, а также поверженных символов власти - корон и скипетров. В это пропахшее сыростью и свечной гарью подземелье, именуемое Императорской криптой, его привел монах-капуцин в темной рясе с непременным капюшоном. Николя стоял и думал, насколько это захоронение Габсбургов, место паломничества каждого прибывшего в Вену иностранца, отличается от подземной часовни собора Сен-Дени, где покоятся Бурбоны. После смерти Людовика XV он спускался туда дважды: один раз самостоятельно, чтобы отдать последний долг своему покойному повелителю, а в другой раз - сопровождая мадам Аделаиду, пожелавшую преклонить колени перед небольшим кирпичным саркофагом, внутри которого был замурован гроб с телом ее отца. В ожидании он бродил по коридору, где по обеим сторонам тянулись строгие ряды гробов опочивших венценосцев, предусмотрительно водруженных на железные козлы. Последнее пристанище августейших особ в Сен-Дени выглядело мирным и домашним приютом, в то время как здесь на него со всех сторон взирали пробуждавшие ужас лица, а хаотичное расположение саркофагов создавало впечатление, что захоронения производились впопыхах и наугад." Мучная война.Жан-Франсуа Паро
Если барочные захорнения - самы е интересные своими формами, то зал захоронений 19 века поражает необыкновенной таинственностью. Здесь особенно гулко отдаются шаго и особенно неуютно чувствуешь себя - пришельцем, нарушившим покой великих мира сего.
Два захоронения пользуются "спросом" - Максимилиана Мексиканского и Карла-Людвига.
Для желающих подробно ознакомиться с гробами и их жителями - вот
здесь очень хорошая подборка.
Последним императором, погребенным здесь, является Франц Иосиф I (1916 год). В склепе Капуцинов также находятся саркофаги императрицы Элизабет и кронпринца Рудольфа.
Самый замечательный на мой взгляд из Габсбургов. Человек, которого я безмерно уважаю и люблю, последний и самый настоящий император, дедушка Ленин по-Австрийски.
Справа от него - несостоявшийся наследник, принц Рудольф. Смертъ которого до сих пор до конца не обьяснена и не понята.
Ну и - кич нации, императрица Сиси. Чем дальше, тем слознее любить ее, но народ почему-то до сих пор любит.
Габсбурги правили большинством стран Европы более полутысячелетия, владея все это время Австрией, Бельгией, Венгрией, Германией и Голландией. За 16 поколений семья разрослась до трех тысяч человек. А потом, в 18-м веке начала исчезать. По словам профессора Альвареса, их преследовала высочайшая детская смертность, несмотря на то что уж они-то были лишены всех невзгод бедности и отсутствия медицинского наблюдения, из-за которых страдала тогда вся остальная Европа. Больше четверти погребённых людей имели возраст 5 лет или меньше, кроме того несколько детей умерли при рождении.
Незаполненный постамент предназначен очевидно для гроба императора Карла, планы по перезахоронению которого все еще существуют, хотя и маловероятны.
Погребения в Императорском склепе проводятся и в наше время: в 1989 году здесь была погребена последняя австрийская императрица Зита. А 16 июля 2011 года свое последнее пристанище нашел здесь ее старший сын, бывший кронпринц и европейский политик Отто Габсбург, похороненный рядом со своей супругой Региной.
Как и при захоронении императрицы и королевы Циты в 1989 году при похоронах Отто и Регины Габсбург перед церковью капуцинов была проведена церемония "стука" - разумеется, в несколько приспособленной форме.
Церемония "стука" перед склепом Капуцинов.
Пожалуй, в последний раз перед императорской могилой Венской церкви капуцинов уважительным стуком в дверь просили о доступе для "смертного, грешного человека ".
В церемонии выражается нивелирующая власть смерти, писала Катпресс по поводу похорон Циты в 1989. Семъя сообщает, что для Отто Хабсбург-Лотрингена была выбрана легко измененная форма церемонии. Ее духовное значение состоит в том, что человек не может прийти к Богу со всеми своими унаследованными титулами и почестями. Перед Богом ценна только вера и результирующие из нее хорошие поступки, которые человек совершил в жизни.
Самую важную роль в церемонии взял на себя по просьбе семьи Ульрих-Вальтера Липп, цтарый друг семьи и умершего, в гражданской профессии судебный эксперт. Он постучался традиционной тростью в калитку церкви капуцинов и произнес текст для вступления в крипту.
В первой части церемонии Липп рассказал о происхождении умершего, показал роль, которая сопутствовала ему в истории. Во второй части онрассказал о чествованиях и наградах, которые получил Отто Габсбург на основе его собственных заслуг.
Двукратный ответ отца капуцина "Мы не знаем такого! " значил, что все это земное и останется на земле на этой земле. Умерший попадает в склеп в церковь как "смертный, грешный человек ", так, как каждый человек попадает на суд Божий: покорно и уповая на сострадание Бога.
Pater:
"Wir kennen ihn nicht!"
Zeremonienmeister klopft dreimal.
Pater:
"Wer begehrt Einlass?"
Zeremonienmeister:
"Otto - ein sterblicher, sündiger Mensch!"
Pater:
"So komme er herein!"
Click to view
(на 48 минуте)
- Каролина счастлива быть твоей женой, - сказала королю Мария-Терезия. - Но прежде я заставлю ее покаяться на гробах своих предков, как положено в древнем доме благочестивых Габсбургов.
Тут воспротивилась сама Каролина.
- Нет, - заявила она. - Лучше я выброшусь в окно, но не полезу в эту вонючую яму, чтобы потом сгнить в ней заживо.
Ее страстно поддержала юная сестра Мария-Антуанетта (будущая королева Франции, которой суждено погибнуть под ножом гильотины). Императрица обругала дочерей безбожными еретичками, сказав при этом, что в старые добрые времена таких "лечили" на кострах.
- Ладно! Я сама замолю ваши грехи...
Она забралась в склеп и сидела там на родимых трупах, плача о заблудших душах юного поколения. "Маменьку" сам черт не брал - она выбралась оттуда жива и невредима".
В. Пикуль "Фаворит"