Под сводами святого Киллиана

Apr 17, 2017 15:35

Оригинал взят у olgina67 в Под сводами святого Киллиана


Выходя из церкви Ноймюнстер, упираешься носом в боковую стену домского кафедрального собора. Внушительный размерами но какой - то оченъ обыденный, - подумалосъ. И пока я его обходила успела подумать - а хорошо бы он был открыт. потому, что не зайти было невозможно.


Римско-католический кафедральный собор освящен в честь святого Килиана - миссионера, который принес христианство во Франконию и принял здесь мученическую смерть в 689 году.

 

Собор считается четвертой по величине романской церковью в Германии. Нынешний храм - третий по счету на этом месте: первый (800 г.) и второй (892 г.) стали жертвами пожаров. Третью церковь начали возводить в 1040 году по образцу собора в Шпайере как трехнефную базилику с двухбашенным западным фасадом. К 1075 году храм был завершен.


В 15 веке началась модернизация собора в готическом стиле. На западном фасаде между романскими башнями добавили круглое окно-розу и арочную галерею, а в 16 веке боковые нефы перекрыли новыми сводами. В 1507 году на западном фасаде между башнями установили часы.


В 1723 году к перестройке собора привлекли Балтазара Неймана (архитектора Вюрцбургской резиденции), под руководством которого расширили хор и пристроили капеллу Шёнборнов. Небольшая капелла перекрыта массивным куполом с высоким плафоном. Ее стены украшены скульптурой и барочной орнаментикой.


Сохранилисъ планы капеллы нескольких архитекторов. Потому, что по устоявшейся традиции капеллу тоже строили не за один раз.


Башни этого собора, одного из четырех самых больших романских соборов Германии, - визитная карточка Вюрцбурга и самое популярное изображение на местных открытках, календарях и подарочных магнитиках.


Храм, посвященный покровителю города святому Килиану, был возведен в XVIII веке и стал главным местом захоронения вюрцбургских епископов. Снаружи он выглядит как скромная романская церковь, зато внутри на посетителя «обрушивается» любопытное барокко.


Самое примечательное в интерьере собора - орган 1968 года, один из самых больших в стране, отцом-создателем которого стал фон Кляйс. Заслуживает внимания уникальный алтарь XVIII века и, конечно же, надгробные плиты с могил сотни епископов Вюрцбурга. Пьетро Маньо  в 1701 украсил собор лепкой в барочном стиле.

 

В соборе представлены все эпохи, и ХХ век не в последнюю очередь. В соборе также представлена пластика знаменитого немецкого скульптора Средневековья Тильмана Рименшнайдера. Напротов, практически примыкает к собору - музей.


Вот такой вот утрированный макет собора сильно напомнил мечеть с минаретами. Случайное совпадение?

 

ЗнАчимость Вюрцбурга в мирских и духовных делах священной Римской империи подтверждена множеством исторических свидетельств. Большинство из происходивших событий скорее всего имеют отношение к кафедральному собору.

 

"После смерти папы Гонория (14 февраля 1130 года) эти противоречия нашли публичное выражение. Ещё в день смерти папы группа по преимуществу молодых кардиналов, представителей новых религиозных устремлений, предводителем которой выступил канцлер Хаймерих, спешно избрала папой Иннокентием II кардинала Григория (Грегорио) Сан-Анджельского, в то время как папой Анаклетом II, правда, лишь незначительным большинством, был избран Пьетро Пьерлеони. Анаклет нашел в Риме повсеместное признание, в то время как Иннокентию удалось продержаться в Риме лишь недолгое время, и в итоге он вынужден был покинуть город, отправившись за помощью во Францию.


Вопрос о том, кто из них является законным папой, решала вся Западная Европа. Оба папы старались повсюду добиться своего признания, в особенности пытаясь заручиться поддержкой Лотаря. Пока тот колебался, Франция, а вскоре после этого и Англия под влиянием Бернара Клервоского встали на сторону Иннокентия II. Так же поступили ордена и регулярные каноники, из чьих кругов он вышел. Анаклет II, напротив, нашел помощь не только во многих областях Северной и Средней Италии, но и у норманнов. Внутри норманнского мира в последние годы полностью изменилось соотношение сил. Графа Рожера I Сицилийского после его смерти (1101 год) сменил, сначала при регентском правлении своей матери, его юный сын Рожер II, одна из самых значительных царствующих особ того времени. Такому подъему Сицилийской династии благоприятствовало то, что в 1125 году на материке прекратил свое существование род Роберта Гвискара. В результате Рожеру II удалось завоевать Апулию. Гонорий II был вынужден признать его в 1128 году герцогом и передать ему Апулию в ленное владение. Тогда Анаклет, чтобы заручиться помощью Рожера, встретился с ним, объявил его владения Апулию, Калабрию и Сицилию королевством и передал его тому в лен. Рожер признал Анаклета папой и обещал свою помощь, но за это папа должен был также подтвердить господство нового короля над областями Капуи и Неаполя и признать за ним широкие права в отношении церкви Сицилии. С этого момента основания южноитальянско-сицилийского королевства норманны стали определяющим фактором господства над Средиземноморьем.


Спустя несколько недель (октябрь 1130 года) на синоде в Вюрцбурге Лотарем и немецкой церковью было вынесено решение по вопросу папского избрания. Король и синод под определяющим влиянием архиепископа Норберта высказались в пользу Иннокентия II. На встрече папы и короля в Люттихе в марте 1131 года присутствовал также Бернар Клервоский. Там в момент прибытия папы Лотарь оказал ему особые почести, не только в качестве конюшего проведя его коня под уздцы, но и держа ему стремя, как маршал - поступок, который можно было расценить как признание себя вассалом папы. Лотарь обещал сопровождать папу обратно в Рим, но за это потребовал оказать ему ответную услугу. Он обратил внимание папы на то, чего лишилась его королевская власть, отказавшись от инвеституры, и поэтому потребовал вернуть ему право на инвеституру. Однако под воздействием красноречия Бернара Лотарь вновь отказался от попытки вернуться к тому правовому статусу, который существовал до Вормсского конкордата.


......Между тем его дальнейший образ действий показывает, что он ни в коем случае не был готов признать притязания курии на верховную власть. Его невозможно было сподвигнуть на военные действия против Рожера. Вскоре после коронации Лотарь вернулся в Германию. Хотя в сентябре 1133 года на рейхстаге в Вюрцбурге он и признал избрание нового епископа Регенсбурга, получившего свое место без королевской инвеституры регалиями, король ясно дал понять, что решительным образом не одобряет эту процедуру." <........>

 

После разрушения большей части собора зимой 1946 как последствие бомбардировки Вюрцбурга 16 марта 1945 он восстанавливался до 1967. При этом барочная субстанция была разрушена в пользу ре-романизации. Техническое перевооружение подчеркивает яркую противоположность сохранившимся историческим фрагментам.


Кованые ворота, думается, сохранились - изящная художественная ковка, какой редко сейчас где увидишь.


Рядом со входом - исповедальный контейнер. Простите меня, но иначе я эту будку назвать не могу. Похоже - мои тараканы размножаются, я стала обращать внимание на различные формы исповедален.


"Трибурский сейм 1076 г. отказал в доверии Генриху IV и заставил его пойти в Каноссу, а Форхгейский сейм 1077 г. и вовсе лишил его власти, решив избрать антикороля Рудольфа Швабского. Примером самостоятельного разбирательства дела императора князьями является также решение Вюрцбургского синода 1121 г. Этому синоду предшествовало княжеское собрание в Кельне, на котором было решено вызвать императора пред лицо князей в Вюрцбург по делу о его споре с папой. Собравшийся в Вюрцбурге синод постановил, что император должен смириться перед папой.
Таким образом, княжеский суверенитет в государстве дополнялся высшей судебной властью князей. Одно вытекало из другого: избранный князьями король находился под их юрисдикцией." <......>

 

Какие толъко вопросы не решали вюрцбургские клерики!
"Современное отношение церкви к особенностям женской физиологии стало немного помягче. А в Средние века церковники не отличались от австралийских аборигенов. В XIII веке на синоде в Вюрцбурге было постановлено, что никто не должен приближаться к женщине во время ее месячных. Запрет на посещение церкви продержался до XVII века." <.....>


"Германия была классической страной охоты на ведьм. Если в Англии казнили не более 1000 ведьм, то в Германии их погибло не меньше 100000. Английское законодательство запрещало использовать пытки, тогда как в Германии они были разрешены. Дж. Барр сообщает, что одна женщина была подвергнута 56 различным пыткам. В Англии ведьм сжигали только после удушения, а в Германии сожжение заживо было предпочтительным способом казни. Современник, хронист из Вольфенбюттеля, писал в 1590г.: "количеством столбов место казни напоминало небольшую рощу". ... Правители изменяли законы в соответствии со своими вкусами. Так, Вильгельм III, герцог Юлиесбергский, находился под влиянием своего врача, скептика И. Вейера, и герцогство выделялось свободой от преследований. Аишь в 1581г., после апоплексического удара, герцог уволил Вейера и разрешил пытать ведьм. Филипп Адольф фон Эренберг, князь-епископ Вюрцбургский, безжалостно уничтожил сотни ведьм, включая (с одобрения иезуитов) и собственного наследника. Но вскоре после этой утраты (около 1630г.) он изменил свои взгляды, разрешил погребение казненных и прекратил суды. Под влиянием идей Фомы Аквинского Фридрих I Прусский около 1700г. собственноручно наказал одного из своих баронов за то, что тот казнил 15-летнюю девочку, признавшуюся на исповеди в сношениях с дьяволом. " <.....>

 

Чтобы не забыть - у входа в собор стоит огромная менора - семирукий подсвечник- работы Андреаса Морица.


Кафедра обозначена на плане под номером 16. Иногда мне бывает очен+ жаль, что пасторам запрещено проповедовать с кафедры, настолько это импозантное было бы зрелище.

 

Капелла Шёнборнов сохраниласъ в ее сегодняшней форме в последней формулировке архитектурных планов с незначительными отклонениями в исполнении. Капелла пристроена по всей ширине к северному флигелю поперечного нефа собора. На обеих сторонах портала находятся по одному окну, так же соответственно в середине узких сторон. Здание капеллы построено на высоком цоколе с пилястрами. На нем поднимается на высоте цоколя аттика, в которой пилястры продолжаются как лизены. Выдающаяся вперед средняя часть несет на 2 спаренных 3/4 колоннах могучий треугольный фронтон, в котором заканчиваются пилястры. Фронтон окружен свободными колоннами с тяжелыми фронтонами волют. На бедрах фронтона сидят 2 закутанных в складчатую одежду скелета, один изначалъно с серпом, который сегодня потерян, другой с песочными часами.

 

Хор и апсида обозначены на плане номером 19. Вход в крипту - номер 35


В крипте сохранился крест, относящийся ко времени Меровингов. Посреди крипты - захоронение святого Бруно.


Он был сыном герцога Конрада из Каринтии и Матильды Швабской и близким родственником императора Конрада II. Он был членом королевской капеллы и в 1027-1034 гг. начальником итальянской канцелярии Конрада II. В 1034 г. он стал епископом Вюрцбургским. Он был выдающимся представителем Оттоновской имперской церкви, высокообразованным, умудренным в делах, глубоко преданным императору и имел серьезное церковное понимание духовного сана. Он начал строительство Вюрцбургского собора и сочинил комментарий к псалмам. Умер 27.05.1045 г. в Церзенбойге на Дунае (нижн. Астрия) во время похода императора Генриха III в Венгрию. Его могила находится в крипте собора в Вюрцбурге.Изображался в пышной мантии, неся в руках обломки провалившегося пола. <.......>


Оба последних сохранившихся в вюрцбургском соборе барочных алтаря находятся в обоих торцах поперечных нефов. Они относятся к фазе барокизирования собора в 1704. Алтарь в торце южного поперечного нефа - это основанный деканом собора Георгом Генрихом фон Штадионом (20.1.1640-13.10.1716) деканский алтарь. Наверху большой поддерживаемый 2 фигурками ангелочков семейный герб Выполнен, конечно, не в геральдически правильных красках и размерах, а в белой лепке, акцентированой позолотой. <.......>


Освященные до 1969 года оргAны церкви - производства Боннской фирмы Klais. Основана в 1882 году.


Пожалуй я поняла, что так смутило меня в соборе. Он на мой дилетантский вкус абсолютно пресный. Белый цвет сливается в одну сплошную полосу и разглядывать такое псевдобарокко затруднительно.


Sepultur, могильная капелла каноников, находится в продлении южного поперечного нефа собора Килиана. Вход в нее обозначен номером 67 на плане. Цикл окон создан мастером Георгом Маистерманом.


Из этой части поперечного нефа можно выйти и к крестному ходу.

 

Крытая галерея расположена на южной стороне корабля собора. С одной стороны ее не видно снаружи, с другой стороны, она был частью общественной жизни такого важного собора.


Аркады крытой галереи лежат на идущей по кругу балюстраде шириной 55 см, которая прерывается только 2 современными входами на севере и юге. Наземный уровень внутреннего двора лежит примерно 15 см над наземном уровнем крытой галереи. Соответственно балюстрада снаружи 78 см, внутри на высоте 93 см. Четырехстворчатые окна ажурного орнамента имеют ширину просветов 2,92 м и снаружи с откосом оконного проема 3,38 м. Длина звена составляет 4,03 м. Окна завершаются наверху расширением.

 

В разрезе ребра сводов образуются ромбы. Мадер называл это, пожалуй, поэтому „бочарный свод ромбовидной конфигурации“. Более наглядное и принятое сегодня понятие „разорваный свод".  Замковые сводовые камни представляют из себя плоские бляхи с рисунками. Но на многих гербы каноников потеряны

 

3ападный флигелъ северная сторона (до 1423). В переходе к южному флигелю сохранился настил из старых могильных плит и нескольких свежих плит захоронений.


Крытая галерея кафедрального собора была в средневековье гораздо больше чем сегодня общественным местом. Она служила как защита от дождя, проход между помещениями, кладбище, культовое место и судное место. Наряду с этим она была также местом встречи различных социальных слоев и полна жизни - даже местом для наслаждения вином и игры в кости. Здесь обычно жизнь шла не так тихо и торжественно, как мы ожидали бы это при наших сегодняшних представлениях.  <.......>


Бруно, двоюродный брат императора Конрада II, бывший таким образом членом салийской Династии, епископ Вюрцбурга, дал сигнал к продолжению строительства последнего храма в 1034. Представления Бруно как должен выглядеть собор основывались на образцах салийских Императорских соборов - Шпайера,  Майнца, Вормса, монастырской церкви Лимбурга. <........>


Сегодня Вюрцбург и его церковь продолжает играть роль. Правда, это уже скорее похоже на комедию.
"На своем заседании в Вюрцбурге Центральный комитет немецких католиков принял документ, который будет направлен на предстоящий осенью Архиерейский Синод на тему брака и семьи. Католики-миряне также считают необходимым «безоговорочное принятие совместного проживания в стабильных однополых партнерствах» и четкое позиционирование против существующего исключения гомосексуалистов из церковной жизни." <......>

 

Если кто решил, что времена синодов закончились, то он неправ. Последний вйрцбургский синод был отмечендаже почтовой маркой.
Общий синод епископств Федеративной Республики Германии, согласно официальному заголовку Вюрцбургского синода, проходил с 1971 по 1975 в Вюрцбурге. Заданием синода было содействовать исполнению решений Второго Ватиканского собора. Синод созывался Немецкой конференцией епископов в феврале 1969. Между январем 1971 и ноябрем 1975 прошло 8 периодов заседаний.


церкви, германия, путешествия

Previous post Next post
Up