"Аптека для души"

Apr 06, 2017 18:35

Оригинал взят у olgina67 в "Аптека для души"


Итак я побросала себя на площади Иозефа у Хофбурга. Следующий пункт программы - он, конечно, открыт круглый год, но раз уж я  здесъ и вход сегодня бесплатный, зайти надо непременно. Находится в соединенном с Хофбургом здании, выстроенном в стиле барокко. Она основана при Карле VI, построена в 1720-х годах и отличается пышным скульптурным оформлением. Архитектор - Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach), строивший почти весь Хофбург; она выходит фасадом на Площадь св. Иосифа (Josefsplatz) которая раньше даже называлась Библиотексплатц.

  

Австрийская национальная библиотека берёт своё начало от средневековой императорской библиотеки. Герцог Альбрехт III (1349-1395) начал собирать книги, а также организовал переводы многих произведений с латинского языка на немецкий. Всё это он хранил в часовне Хофбурга.

  

А́льбрехт III (нем. Albrecht III.; 9 сентября 1349, Вена - 29 августа 1395, Лаксенбург) - герцог Австрийский с 18 ноября 1364 по 25 сентября 1379 года (совместно с братом Леопольдом III), c 25 сентября 1379 года - единолично. Из династии Габсбургов, основатель Альбертинской линии габсбургского дома. В 1365 году, после смерти старшего брата Рудольфа IV, Альбрехт вместе со своим младшим братом Леопольдом III унаследовали престол Австрии.


Первоначально, в соответствии с законами Альбрехта II и Рудольфа IV, братья правили совместно. В этот период расширение владений Габсбургов продолжилось: к Австрии была присоединена внутренняя Истрия, что обеспечило государству выход к Адриатическому морю, а в 1375 году в состав монархии была включена большая часть Форарльберга. В 1377 году Альбрехт III предпринял крестовый поход против литовских язычников. В 1379 году в нарушение постановлений своих предшественников братья заключили между собой Нойбергский договор, в соответствии с которым они поделили наследственные владения. Альбрехт III получил собственно Австрийское герцогство, включая штирийские лены на территории современной земли Верхней Австрии (Штайр, Энс), а Леопольд III стал правителем Штирии, Каринтии, Крайны, Истрии, Тироля и Передней Австрии. Таким образом владения Габсбургов были разделены между Альбертинской и Леопольдинской линиями. Нойбергский договор положил начало периоду раздробленности в Австрийской монархии, продолжавшийся почти столетие и сильно ослабивший позиции Габсбургов в Германии. (о городе Энс я писала - вот тут и вот тут)


Несмотря на раздел владений, принципы централизации, сложившиеся при предшественниках Альбрехта III не были забыты. Так в 1380 году герцог Австрии добился подчинения графа Шаунберга, пытавшегося создать независимое государство на австро-баварской границе, и присоединил к своим владениям новые территории в центральной части Верхней Австрии (Эфердинг). В 1386 году в войне со швейцарцами погиб Леопольд III, и на короткое время Альбрехту III удалось вновь возродить единство австрийских земель, став регентом при малолетних детях Леопольда. Он продолжил политику своего брата и предпринял новый поход в Швейцарию, однако потерпел поражение в сражении при Нефельсе (1388 год) и по миру 1394 года фактически признал независимость швейцарских кантонов от Австрии. Некоторой компенсацией за эту потерю стало присоединение Блуденца в Форарльберге в 1394 году. (О городке Эфердинг я рассказывала вот тут и вот тут)

  

В самой Австрии Альбрехт III активно поддерживал развитие искусств, науки и образования. Сам герцог интересовался науками, особенно математикой и астрологией. В 1385 году он существенно расширил Венский университет и открыл там теологический факультет, что позволило университету занять достойное место среди высших учебных заведений Европы.


Император Фридрих III (1415-1493) дополнил коллекцию, привезя в столицу некоторые ценные книги. Фридрих III (нем. Friedrich III.; 21 сентября 1415, Инсбрук - 19 августа 1493, Линц) - король Германии (римский король) c 2 февраля 1440 (под именем Фридриха IV), император Священной Римской империи с 19 марта 1452 года, эрцгерцог Австрийский с 23 ноября 1457 года (под именем Фридриха V), герцог Штирии, Каринтии и Крайны с 1424 года, король Венгрии (номинально) с 17 февраля 1458 по 17 июля 1463 года, представитель Леопольдинской линии династии Габсбургов, последний император, коронованный в Риме, и объединивший австрийские земли.

  

В царствование Фридриха III впервые начало использоваться сочетание букв AEIOU. Фридрих III никак не расшифровывал это сочетание, но позже появились утверждения, что незадолго до смерти он сказал, что это аббревиатура (от лат. Austriae est imperare orbi universo) - «Австрия должна править миром». Эти претензии резко контрастировали с в целом провальным правлением императора, не сумевшего ни осуществить сколь-либо серьёзных преобразований в своих владениях, ни укрепить государственный аппарат.


После него большой вклад в развитие библиотеки сделал император Максимилиан I (1459-1519), ставший обладателем приданого первой жены, в том числе книг из Бургундии, которые он перевёз в Хофбург. Вторая жена императора Бьянка Мария Сфорца в качестве приданого привезла книги из Италии.


После смерти Максимилиана книги хранились в Инсбруке. В это время библиотека пополнилась научными трудами австрийских учёных, глобусами, картами и атласами, а фонды значительно увеличены, благодаря пожертвованиям из личных коллекций богатых граждан. К 1575 году коллекция уже насчитывала 9 тыс. экземпляров, и для ухода за ней был нанят первый библиотекарь.

  

С 1624 года по распоряжению Фердинанда II государственная казна стала регулярно выделять средства на расширение библиотеки.

  

В 1722 году Карл VI приказал построить отдельное здание в Хофбурге для императорской библиотеки. Коллекция продолжала расширяться - принц Евгений Савойский организовал сбор средств, благодаря которым удалось приобрести около 15 тыс. томов во Франции и Италии. В это же время была организована картотека.

  

После провозглашения Австрийской Республики в 1920 году библиотека была переименована в Австрийскую национальную библиотеку. Здесь собрано свыше 7,5 млн книг, в одном только Парадном зале их 200 000 (из них 15.000 - книги в золотом тиснении из библиотеки принца Евгения Савойского). В библиотеке также находятся коллекции печатных документов, рукописей и первопечатных изданий, коллекция папирусов, собрание глобусов и карт, коллекция портретов, архив фотодокументов, музыкальная и театральная коллекции.


Здесь хранятся экземпляры всех австрийских изданий, работы австрийских авторов, изданных за рубежом, а также произведения об Австрии. В коллекциях хранится более 180 тыс. папирусов, самый древний из которых датирован XV-м веком до нашей эры.


Кроме того, здесь находятся рукописи, старинные и редкие книги (например, Венский Генезис VI века), картины, фотографии, автографы, плакаты, партитуры известных композиторов, таких как Брукнер и Штраус. В ней хранятся уникальные единственные в мире экземпляры книг в золоте и коже, и личные записи известных мировых личностей. Чёрный Часослов Карла Смелого - часослов, выполненный по заказу герцога Бургундского Карла Смелого, хранится в Вене в Австрийской национальной библиотеке. Один из лучших образцов чёрных часословов, которые были очень популярны при бургундском дворе во второй половине XV века.

  

Также библиотека известна тем, что здесь хранится около 8 тыс. инкунабул. Кроме того, библиотека имеет отдел литературы на искусственных языках. Это крупнейшая в мире коллекция книг и описаний искусственных языков, в том числе эсперанто, идо и других.


Каталоги библиотеки оцифрованы и доступны онлайн.

image Click to view


Квадригу, украшающую здание, выполнил Л. Маттиелли. В интерьере особое впечатление производит грандиозный Парадный зал (Prunksaal), занимающий два этажа по всей длине здания, 80-метровой длинны и 20-метровой высоты.

  

Парадный зал был первым зданием, которое строилось специально для придворной библиотеки, раньше книги хранились в монастыре миноритов. Строительство начал в 1723 Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и закончил после его смерти его сын Йозеф Эмануэль в 1726. Скульптуры на здании работы Лоренцо Маттьельи. Парадный зал разделен после первоначальной установки книг на военную сторону и мирную сторону, что отражается во фресках. Их создал Даниэль Гран.


Фреска на среднем куполе представляет апофеоз Карла VI, изображение которого поддерживают геркулес и Аполлона. Вокруг изображения императора собраны в сложной программе всяческие аллегорические фигуры, которые должны символизировать добродетели Габсбургов и богатство их империи. Помещение соединяется с центральной ротондой, от которой отходят два больших крыла, богато украшенных аллегориями, прославляющими величие Дома Габсбургов. В центре ротонды, под сводом, расписанным в 1730 году Даниэлем Граном на тему Апофеоза Карла VI, находится статуя этого императора в древних римских одеяниях.


Уже при Марии Терезии на куполе образовались трещины, из-за чего он был усилен придворным архитектором Николаусом Пакасзи с железным кольцом. Фреска Грана на потолке (на которой следы трещин можно увидеть еще сегодня) реставрировалась Францем Антоном Маульберчом. В то же самое время возникли флигеля, которые связывают библиотеку с дворцом и церковью августинцев и образуют с нею вместе Йозефсплатц.


Шестнадцать статуй других императоров Дома Габсбургов (скульпторы - Пауль и Петер Штрудель) помещены у колонн, украшающих помещение. Часть читальных залов расположена уже в Новом Дворце. <........>


По углам центрального помещения установлены четыре глобуса Земли и звездного неба, изготовленные венецианским историком и географом Винченцо Коронелли (1650-1718).

  

В 2010 году между ÖNB и Google был заключен договор, который предусматривает оцифровывание 600.000 нестандартных книг гуглом бесплатно. Вместе с тем эти тома попадут в поисковую машину. Кроме того, книги можно будет более тщательно беречь в связи с уменьшением случаев, когда их будут трогать руками и полное уничтожение содержания в худшем случае становится невозможным. Оцифровка происходит с 2011 в Баварии, данные сохраняются в Австрийском федеральном вычислительном центре.


До конца года в парадном зале проходит выставка, посвященная столетию со дня смерти Франца Иозефа Габсбурга. Выставлены немногие фотографии семьи и личные вещи, имеющие отношение к книгам. Как то перо и личная подпись под приглашением на мексиканский имперторский трон (Максимилиан I).


К концу XVII в. самой большой библиотекой Европы и мира стала Придворная библиотека в Вольфенбюттеле - резиденции герцогов брауншвейгских. Библиотекарем в это время был великий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, и здесь он сумел воплотить в жизнь некоторые из своих представлений о сущности библиотеки и организации ее работы. В начале XVIII в. для библиотеки было построено здание, ставшее первым в Европе светским зданием научной библиотеки. На крыше был установлен огромный глобус, который символизировал знание, завоевывающее мир. Внутри располагалась огромная ротонда - читальный зал, окруженный двумя ярусами книжных полок. Это здание погибло во время пожара в 1845 г. Но идея подобного решения библиотечного пространства повлияла на архитектуру многих библиотечных зданий - Прусской королевской библиотеки в Берлине, Библиотеки Британского музея в Лондоне, Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне. В XVII-XVIII вв. в Европе формируются библиотеки нового типа - национальные. Они рассматриваются как «память нации». Их задача - собирать и предоставлять всю литературу, выходящую на территории государства, выходящую на языке данной страны, литературу о самой стране. Но это также и «память мира», наиболее полный, по сравнению с другими библиотеками страны, фонд мировой литературы. Первые национальные библиотеки создавались на основе богатых частных собраний, либо подаренных государству, либо купленных им. Чаще всего это были собрания монархов. Такова Национальная библиотека Великобританиии (Библиотека Британского музея), одну из основ фонда которой составила купленная государством библиотека короля Георга, Национальная библиотека Франции. Здание Австрийской национальной библиотеки; которую называли красивейшей библиотекой в мире, строилось в двадцатых годах XVIII века. Сегодня здесь более двух миллионов книг, а кроме того хранятся ноты, рукописи, папирусы и многое, многое другое. Архитектурная жемчужина библиотеки - ее изумительный Парадный зал, украшенный колоннами и фресками и увенчанный куполом. Его называют Собором книги. В основу Национальной библиотеки Речи Посполитой легла коллекция библиофилов братьев Залуцких, чье имя и получила библиотека. В 1795 г., по приказанию императрицы Екатерины II библиотека Залуского была отвезена в Петербург и вошла в состав Императорской публичной библиотеки. Многие книги во время перевозки затерялись, но, тем не менее, в Петербург привезено было 262640 томов книг и 25000 гравюр. Сам факт упразднения национальной библиотеки польского государства и перевоза библиотеки такого уровня в другую страну - одна из самых трагических страниц в истории библиотек Польши и всего мира. Некоторые библиотеки стали восприниматься как национальные лишь открывшись для широкой публики. Именно так в 1793 г. Королевская библиотека в Копенгагене стала национальной библиотекой Дании, оставив при этом свое прежнее название. А Королевская библиотека в Париже, располагавшаяся во дворце Пале-Рояль, свое название в 1795 г. изменила и стала Национальной библиотекой.  <..........>


При всем при том я бы не сказала, что меня сильно впечатлило. Фаворитом была и остается библиотека в Санкт Галлене. Следом за ней идет та, что в Адмонте (хотя и считается, что придворная - больше). Так, пора двигаться дальше. Nа плане здание парадного зала библиотеки - под номером 8. Следуюший пункт программы - в Швейцарском дворе.


Иозефплатц (мы видим его слева) соединен узким проходом со Швейцарским двором (посредине), куда мне и предстояло вернуться.


Старейшей частью замка является Швейцарский двор. Его еще называют «Швайцерхоф». Такое название он получил из-за швейцарской гвардии. Эта гвардия и была на то время личной охраной императрицы Марии Терезы. В то время, время правления этой императрицы, эта часть замка и изменила свое название на известное нам сегодня (Sweizerhof). Что б попасть во двор нужно пройти через столь же привлекательные Швейцарские ворота, сооруженные в шестнадцатом столетии. Они, как и Швейцарский двор, были сооружены в стиле ренессанс. А самым интересным является то, что они сохранились за все эти столетия в первоначальном виде. Внешне они напоминают классическую римскую арку, на которую остро повлияло Итальянское Возрождение.


Еще в 13 веке на этом месте располагался средневековый готический замок, от которого осталась только замковая часовня. После прихода Габсбургов, замок перестраивался и перекраивался, пока, со времен короля Фердинанда I (16 век) не пришел в тот вид, который открывается современному туристу. Окончательно швейцарский двор построен в 1553 году. Главные ворота - парадный вход в Швайцерхоф, не имеют дверей и замков. Ворота, как и замок, выполнены в стиле Ренессанса, украшены геральдическими символами - на своде арки можно увидеть надписи, гербы и фрески. Турист, пройдя главные ворота дворцового комплекса, сразу же попадает в Швейцарский двор, в котором некогда жили швейцарские гвардейцы императрицы Марии Терезии, бывшие ее личной охраной, отчего и произошло название двора.
Швейцарский дворик - это как вход в сказку. С правой стороны дворика открывается путь в Сокровищницу, содержащую поистине сказочные экспонаты - волшебная сума, корона Священной Римской империи, которой насчитывается более тысячи лет, колыбель короля Рима и многое-многое другое.

  

Солидная парадная лестница носит название посольcкой. Паркет высокой дипломатии считался как раньше так и сегодня особенно скользким. Весьма щекотливый момент представляла первоначальная аудиенция вновь аккредитованного посла. Здесь требовалось чутье, ведь посланник должен с честью представлять суверенное государство и хранить при этом честь императорского величия. Придворный церемониал предусматривал четко отрегулированную последовательность взаимных государственных актов чествования. Традиционным местом деиствия было высочайшая по рангу анфиллада помещений дворца, церемониальный апартамент в леопольдинском тракте.


За послом ездил императорский казначей в придворном гала-экипаже с запряженной шестеркой лошадей в посольскую резиденцию. Как знак особенного уважения экипаж доезжал вплоть до самого внутреннего двора замка, швейцарского двора. По посольской лестнице, которая носит до сегодняшнего дня название этого церемониала, высокий гость провожался почетной шпалерой императорских гвардейцев в первый зал, так называемый зал трабантов. Затем 2 императорских камердинера провожали посла далее в Первый зал Antecamera, где его ожидал церемониймейстер. Он вел посла теперь в следующее по значимости помещение, непосредственно в Тайную комнату совета.
Теперь главный императорский казначей, который контролировал традиционно доступ в частную сферу монарха, делел несколько шагов навстречу гостю точно до середины помещения. После почетного приветствия главный казначей отправлялся сообщать о прибытии посланника в следующее, самое высокое по рангу помещение, в комнату аудиенций, где ждал император.


Потом императорский камердинер открывал по знаку казначея оба крыла двери, и посол подходил с трехкратным поклоном к императором. Затем следовал центральный момент аудиенции: передача верительной грамоты императору. Принимал ли император лично или документ принимал оберказначей, выражало доверие государству, которое представлял посол. <.........>
Но пунктом программы дня памятников была не сама лестница как таковая, - лестница всегда здесъ и всегда открыта - а спрятанная в глубине тракта придворная капелла. Собственно и капелла бывает открыта в дни, когда там проходят концерты, но на концерт попадешъ не всегда.

  

Фактически капелла при дворе Габсбургов существовала уже в 1296 году, как хор певчих; указом Максимилиана I в июле 1498 года были учреждны придворный оркестр и хор мальчиков. Тогда же в Вену были приглашены музыканты из Фландрии и Валлонии, мастера полифонического письма, начиная с Хенрика Исаака, задававшие тон при венском дворе более ста лет.

  

Некоторые из них становились придворными капельмейстерами (руководителями Капеллы), как например Филипп де Монте в 1568-1603 годах и Ламберт де Сейв в 1612-1614 годах. Первым придворным капельмейстером стал каноник Георг фон Слаткониу.


В XVII веке нидерландских мастеров при венском дворе сменили итальянские. С 1619 до 1711 года Приворную капеллу возглавляли почти исключительно итальянцы: Джованни Приули (1619-1629), Джованни Валентини, Антонио Бертали, Джованни Феличе Санчес, Антонио Драги, Марк Антонио Дзани.


Единственным исключением стал Иоганн Генрих Шмельцер, в звании вице-капельмейстера с 1671 года фактически исполнявший обязанности капельмейстера при больном Санчесе и официально занимавший эту должность в 1679-1680 годах. С прибытием итальянских мастеров в Вене появилась опера, которая долгое время также исполнялась силами Придворной капеллы.


После недолгого правления австрийских композиторов: Иоганна Йозефа Фукса (1711-1741), Георга Рейттера Младшего (1769-1771, фактически с 1740 года) и Флориана Леопольда Гассмана (1771-1774) - руководство капеллой на полвека перешло в руки венских итальянцев: родившегося в столице Австрии Джузеппе Бонно (1774-1788) и жившего в Вене с 16-ти лет Антонио Сальери (1788-1824), последнего итальянца на посту придворного капельмейстера. Начиная с преемника Сальери, его ученика Йозефа Эйблера (1824-1834), Придворную капеллу возглавляли исключительно австрийские музыканты, в том числе Игнац Ассмайер, Иоганн Хербек (1866-1877) и Ганс Рихтер (1893-1900).


Придворная капелла, или Придворная музыкальная капелла, - старейшее здание в современной Вене. Когда-то она была частью первого замка. Кроме архитектурной ценности, она имеет уникальные акустические характеристики. По воскресеньям и в дни церковных праздников в капелле можно прослушать большую мессу в исполнении хора Придворной капеллы, в состав которой входят Венский хор мальчиков и хор Венской государственной оперы.


Вероятно, в 1287/88 Альбрехт I велел соорудить поздне-романскую капеллу, которая впервые документально упомянута в 1296. С 1423 до 1426 расширение происходило при Альбрехте V. С 1447 по 1449 император Фридрих III велел перестроить ее в готическом стиле и расширить. Мария Терезия инициализировала позднебарочную реконструкцию капеллы. В ходе классицизма она была в 1802 снова реготизирована. <........>

image Click to view


Венский хор мальчиков (нем. Wiener Sängerknaben) - австрийский хоровой коллектив, базирующийся в Вене.
Хор возводит свою историю к указу императора Священной Римской империи Максимилиана I, который 30 июня 1498 г., в связи с переездом императорского двора из Инсбрука в Вену, распорядился нанять, наряду с другими музыкантами, шестерых юных певчих для придворных богослужений и концертов; первым руководителем придворной капеллы стал священник Георг Златконя. На протяжении более 400 лет небольшой хор мальчиков существовал в составе придворной капеллы; некоторые из певчих стали в дальнейшем заметными музыкантами - прежде всего, композиторы Якобус Галлус, Франц Шуберт и Карл Целлер, дирижёры Ганс Рихтер и Феликс Мотль. В XVIII-XIX вв. численность хористов колебалась по большей части от 14 до 20, они выступали исключительно при императорском дворе.


Именно они и пели. А я не успела. Для опоздавших в фоие висел телевизор, на который концерт транслировался. Не обидно, живъем я их уже слушала.


И в этом не было ничего необычного, во многих, даже ВИП-ложах висят экраны, с которых хоть что-то видно из происходящего внизу.


Честно обошла все вокруг от галерки до почти подвала. Пора переходитъ к водным процедурам следующему пункту программы.


библиотека, Австрия

Previous post Next post
Up