Оригинал взят у
petrark в
Lübeck: Marienkirche. I. Прогулка по Любеку продолжается посещением Мариенкирхе - главной церкви города и одного из выдающихся шедевров немецкой готической архитектуры. Ввиду того, что я намерен показать почти полторы сотни снимков, визит будет разделён на два поста.
Прогуливаться по Мариенкирхе я приглашаю под музыку Дитриха Букстехуде, который служил её органистом c 1668 по 1707 г. Прелюдии и хоралы Букстехуде исполняет Харальд Фогель; кстати, первые восемь произведений исполняются на историческом органе любекской церкви Св. Иакова, которую мы также в своё время посетим.
Click to view
Мариенкирхе была построена между 1250 и 1350 гг. по образцу французских готических соборов и стала первым кирпичным готическим храмом таких размеров и значения в Северной Европе, послужив затем, в свою очередь, образцом готического кирпичного зодчества во всём балтийском регионе. По размерам (сто с лишним метров в длину) трёхнефная базилика не уступает крупным соборам, а центральный неф достигает рекордной для кирпичной постройки высоты 38,5 метров (выше, чем соборы в Реймсе, Шартре и Париже).
Во время авианалёта британской королевской авиации в ночь на Вербное воскресенье 28-29 марта 1942 г. церковь была сильно разрушена, а её внутреннее убранство, включая исторический орган, на котором играл Букстехуде, множество скульптур и картин, практически полностью выгорело. После войны церковь тщательно восстановили и заново декорировали. Благодаря пожару (если так можно выразиться) оказались обнажены замазанные ранее средневековые росписи в нефе, которые также реставрировали и сохранили, - правда, не обошлось без скандала, поскольку один из реставраторов нарисовал в тех местах, где средневековых росписей не было, свои собственные фрески в стиле XIV в. После разоблачения ему даже пришлось посидеть в тюрьме (об этом можно подробнее прочесть в
википедии).
Для начала несколько кадров снаружи. Сегодня и в следующий раз их будет немного, т.к. в первой половине дня было не самое удачное освещение для съёмок, кроме того, фасад был в лесах. В любом случае, изнутри церковь интереснее, чем снаружи, а лучший вид на неё - с колокольни Св. Петра - я уже показывал в
предыдущем посте.
Апсида с пристроенной в середине XV в. капеллой Девы Марии. Окна такие же безыскусные, как и в Петрикирхе.
Вид снизу на 125-метровые башни.
Скромный боковой портал.
Входим в вестибюль. Барочные эпитафии на выбеленных стенах, и уже видны разноцветные колонны и узорные росписи сводов.
Расписанные тонким узором своды.
То же в боковом нефе. Колонны и нервюры все цветные.
Явственно чувствуются высота и лёгкость, действительно, по французскому образцу.
Южный боковой неф в сторону фасада.
Он же в сторону апсиды.
Витраж с изображением Пляски смерти - в качестве воспоминания об утраченной в пожаре 1942 г. монументальной
Пляске смерти Бернта Нотке (1463) - точнее, её копии начала XVIII в. Представление об этом произведении даёт
аналогичная работа того же мастера, хранящаяся в церкви Св. Николая в Таллине.
Одна из немногих сохранившихся средневековых статуй - Св. Иоанн Евангелист.
Знак евангелиста Луки на стене.
Ещё одна статуя. Видимо, Св. Антоний, попирающий чёрта.
Росписи сводов деамбулатория.
Выглянув в центральный неф, можно увидеть плохо сохранившиеся росписи над арками и под окнами северной стены. Росписи на южной стене сохранились лучше.
Снова свод бокового нефа.
Апсида центрального нефа из-под арки бокового.
Свод.
Решётка, отделяющая алтарную часть от боковых нефов.
Под нею сохранились рельефы начала XVI в., изображающие сцены Страстей. Справа Христос с апостолами в Гефсиманском саду и моление о чаше, слева поцелуй Иуды и арест Христа.
Снова посмотрим в центральный неф.
Свод бокового нефа за центральной аркой апсиды.
Капелла Девы Марии.
Её свод также расписан.
В капелле находится великолепный алтарь работы антверпенских мастеров первой четверти XVI в.
Здесь можно посмотреть на картины, которые видно в закрытом состоянии, а я покажу позолоченные резные сцены из жизни Девы Марии.
Центральная панель со сценой Успения Богоматери. Обратите внимание на апостола в тёмных очках.
Выше Успения, как пишут, была небольшая сцена Вознесения, украденная в 1945 г.
Группа апостолов.
Правая боковая панель. Мальчик Иисус в Храме.
Сокращённый вариант древа Иессея (родословия Девы Марии).
Левая панель. Сретение. Видите алтарь в алтаре?
Рождество Богоматери. Очень трогательно изображены очаг с пламенем и котелок.
Разноцветный камень между окон.
В капелле сохранилось несколько старинных деревянных скамей с интересными резными изображениями. Насколько я помню, капелла закрыта для посещения, так что сфотографировать что бы то ни было можно было лишь через решётку.
Обернёмся. В центральной арке висит большое распятие.
Начнём обходить церковь с северной стороны.
Фрагмент алтарной преграды - сатир с занятным гербом справа от Тайной Вечери. Над ним можно прочитать дату - 1498.
Орган в боковом нефе - копия знаменитого Totentanzorgel (органа Пляски смерти, названного так потому, что он расположен рядом с капеллой с одноимённым произведением Нотке), на котором играл Букстехуде. Ещё есть главный орган на контрфасаде.
Фрагменты росписей в хоре.
Капелла Пляски смерти. Витраж, изображающий представителей всех слоёв средневекового общества пляшущими под дудку Смерти. Справа реконструкция астрономических часов.
Чёрно-белые репродукции Пляски смерти Нотке. Если бы это были фрески, возможно, от них бы что-нибудь осталось, однако мастер написал картину на тридцатиметровом куске холста, который, как пишут, пришёл в негодность уже к началу XVIII в. и был заменён копией, погибшей в пожаре 1942 г.
Любек был первым городом Третьего Рейха, подвергшимся массированным бомбардировкам, так что сокровища из церквей и исторических зданий ещё не догадались убрать (как сделали потом, например, в Нюрнберге, где, несмотря на чудовищные разрушения, ценнейшие элементы внутреннего убранства церквей сохранились нетронутыми). В ответ на бомбардировку Любека британцами в апреле того же 1942 г. люфтваффе уничтожило исторический центр Экстера (я там тоже был, и кроме великолепнейшего собора там практически ничего не осталось).
Второй витраж на ту же тему, который мы уже видели раньше издалека.
Фрески XIV в. под большим окнами центрального нефа. Дальше их будет ещё довольно много, потому что я постарался снять все.
Росписи того же времени на одной из колонн.
Барочная эпитафия.
Общий вид хора.
Своды.
Стены.
Колонны.
Фрагмент разрушенного в 1942 г. летнера (ограды хора) со статуей Св. Елизаветы с младенцем - будущим Иоанном Крестителем.
Фрагмент декора окон центрального нефа.
Святой рыцарь с двумя святыми дамами.
Изображение Св. Христофора на колонне, неясно, какого времени.
Росписи под окнами нефа. Все они трёхчастные и изображают Христа, Марию и разных святых.
Вид из бокового нефа.
Снова южный неф в сторону апсиды.
Своды, на которые, по-моему, можно любоваться бесконечно. Что-то подобное я видел ещё в базилике Св. Анастасии в Вероне.
Своды в капелле под самой башней.
На полу лежит разбитый старинный колокол - символ разрушения храма во время войны.
Роспись с неясным сюжетом. Я вижу там, например, шахматную доску, каких-то зверей и птиц и людей, занятых непонятно чем.
На сегодня экскурсия прерывается. Спасибо за внимание, продолжение следует.