Оригинал взят у
olgina67 в
Театр уж полон, ложи блещут
"Третий звонок, тактично напомнив о продолжении оперы, прокатился по всем фойе и буфетам театра «Ла Фениче». Заслышав его, публика побросала сигареты и, допив, доев и договорив, принялась потихоньку просачиваться обратно в зал на свои места. Ярко освещенный на время антракта, он гудел, словно улей. То тут, то там ослепительно вспыхивали бриллианты, вот кто-то поправил норковый палантин, соскользнувший с голого плеча, а кто-то щелчком сбил невидимую глазу пылинку с шелкового лацкана."
Донна Леон Смерть в Ла ФеничеПросто так за ради исключительно порадоваться окружающему миру я выбираюсь куда то крайне редко. Вот и теперь, когда даты определились, полезла смотреть, что же дают в жемчужине лагуны, в знаменитейшем оперном театре. Мне повезло, на один из дней моего в Венеции пребывания был спектакль. И я сочла своим долгом проибрЕсть билет невзирая на убытки. Билеты
неприятно поразили ценой.
Утром я бегала забрать купленные билеты и заодно понять, как идти-ехать до театра, чтобы не плутать вечером.
(могу сказать наперед - не помогло. Утром я нашла дорогу куда проще. Но в итоге пришла все равно с запасом.
По дороге вот только здесь обратила внимание на приготтовленный настил - но высокая вода не случилась.
Я уже говорила, что не собиралась на площадь святого Марка, ну не было у меня на нее настроениай, но, причалив на Сан Захария, все-таки решила пробежаться.
Странно смотрится она без обычной толпы. А без солнцa и розовый мрамор с розовыми фонарями теряют налет сказочности. Сказки же очень хотелось.
Да какое там хотелось, сказка , внутренняя, душевная, была необходима. Я ведь сильно догадывалась, что предстояще действо будет чем угодно,но только не сказкой.
так вот тот самый легендарный театр. Феникс,
ла фениче. Отчего это театры, отичающиеся роскошью внутри, в италии внешнее оперение имеют серенькое, как у утицы?
Театр «Ла Фени́че» (итал. Teatro La Fenice, букв. «Феникс») - оперный театр, открывшийся в Венеции 16 мая 1792 года премьерой оперы Паизиелло «Агригентские игры».
В названии отражено то обстоятельство, что театр дважды подымался как феникс из пепла - первый раз после пожара 1774 года и второй после судебных баталий. Вновь горел в 1837 и 1996 годах, но каждый раз восстанавливался.
Во время Первой мировой войны театр не работал. В 1996 году в театре вновь случился сильный пожар. Он открылся после восьмилетней реставрации в 2003 году постановкой оперы Джузеппе Верди «Травиата».
В 1774 г. ведущий венецианский оперный театр того времени «Сан-Бенедетто» сгорел дотла. Управляющая компания восстановила его, но проиграла в суде спор с его владельцем и вновь потеряла театр. В результате, компания решила построить собственный новый дом оперы. Театр был назван «Ла Фениче», свидетельствуя о возрождении. Театр был открыт в мае 1792 г. оперой Паизиелло «Агригентские игры»
В декабре 1836 г. театр был уничтожен пожаром, но быстро восстановлен в оригинальном виде под руководством архитекторов Томмазо и Джамбаттиста Медуна. Через год театр вновь открыл свои двери.
В январе 1996 г. здание театра вновь было уничтожено огнем. Поджог совершил электрик Энрико Карелла, пытавшийся избежать договорных штрафов за задержки в работе. При государственной поддержке театр был восстановлен и торжественно открыт в декабре 2003 г.
На открытии выступил хор и оркестр Ла Скала. В программе торжеств участвовали лучшие оркестры мира, среди которых оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
На постройку оперы были собраны миллионы от спонсоров и меценатов, ассигнованы из итальянского бюджета средства. Но строительство не начиналось, пока руководители Венеции не дали добро на восстановление «Ла Фениче».
В стенах «Ла Фениче» выступала целая плеяда лучших певцов, композиторов, дирижеров со всего мира. Свои пьесы здесь ставили Россини, Беллини, Доницетти. В 19 веке звучат оперы Джузеппе Верди. 20 век развернулся именами Стравинского, Бриттена, и Буссотти.
Концерты звезд классической музыки и постановки местной труппы идут в «Ла Фениче» круглый год. В театр также можно попасть днем - на экскурсию, оценить, насколько хорошо справились специалисты с его очередным восстановлением. <
...............>
Театр быстро завоевал репутацию одного из наиболее престижных в Италии и даже во всей Европе. 6 февраля 1813 года Джоаккино Россини дебютировал на сцене «Ла Фениче» своей оперой «Танкред» - первой из трёх, написанных им специально для этого театра (две другие: «Сигизмондо» (1814), «Семирамида» (1823)). Две из 10 опер Винченцо Беллини также были специально написаны для этого театра: «Капулетти и Монтекки» (1830) и «Беатриче ди Тенда» (1833).
В 1842 году в театре «Ла Фениче» появился Верди со своей оперой «Навуходоносор» («Набукко»). Через два года ему заказывается первая - «Эрнани» - из пяти опер, которые он напишет специально для этого театра. Остальными будут «Атилла», «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра».
В 1897 здесь состоялась премьера оперы Р. Леонкавалло «Богема».
В 20 веке в театре «Ла Фениче» ставятся классические оперы, балеты и оперетты, а также произведения современных композиторов. Среди значительных постановок - «Маски» Масканьи (1901), «Мандрагора» Кастельнуово-Тедеско (1926), «Царь Хасан» Гедини (1939), «День мира» Р. Штрауса (1940), «Пульчинелла» (1940) и «Похождения повесы» (1951, 1-е исполнение, дирижировал автор) Стравинского, «Пуритане» Беллини (1949), «Тристан и Изольда» (1958; торжественная постановка в честь 75-летия со дня смерти Р. Вагнера (скончался в Венеции)); «Альцина» Генделя (1960), «Дон Жуан» Малипьеро (1964).
В 1970-е годы театр обратился к некоторым забытым произведениям итальянской оперной классики («Мария ди Роган» Доницетти, «Жанна д’Арк» и «Двое Фоскари» Верди). В 50-70-е годы на сцене театра «Ла Фениче» выступали известные певцы - К. Бергонци, В. Виндгассен, М. Каллас, П. Каппуччилли, Б. Нильсон, К. Риччарелли, Дж. Сазерленд, Р. Скотто, Г. Туччи, Э. Шварцкопф.
Театр много раз реконструировался - в 1854 году, в конце первой мировой войны, в 1939 году. 29 января 1996 года, когда театр был закрыт на ремонтные работы, в нём произошёл пожар, который его уничтожил. Городское начальство сочло это преднамеренным поджогом. Подозрение пало на подрядчиков. Все были уверены, что это дело рук мафии, поскольку все обстоятельства трагедии очень уж напоминали то, как был превращён в груду пепла театр «Петруццелли» в Бари в 1991 году.
И хотя на восстановление театра быстро были получены миллионы долларов в качестве помощи спонсоров и ассигнованы средства итальянского правительства, ничего не было сделано до тех пор, пока городское начальство не дало добро на эти работы.
Торжественное открытие восстановленного театра состоялось 14 декабря 2003 года. На нем выступил хор и оркестр Ла Скала под управлением Риккардо Мути. В программе торжеств по случаю возрождения «Ла Фениче» участвовали лучшие оркестры мира, среди которых оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, который исполнил произведения Чайковского и Стравинского. <
.........>
Внешне театр не отличается роскошью, но внутреннее убранство приятно удивляет каждого посетителя. Ведь за скромным и безликим неоклассическим фасадом театра, расположенного прямо в одном из жилых кварталов Венеции, скрывается роскошный пятиярусный концертный зал.
Он - основная достопримечательность «Ла Фениче». Театр может вместить полторы тысячи посетителей. Тем не менее, уже за три недели до ближайшего представления билеты могут быть полностью раскуплены. Стоимость одного билета варьируется в пределах 15 - 250 евро (в зависимости от выбранного представления и места в зале).
На сайте оперного театра есть предупреждение для посетителей на случай, если уровень воды в каналах Венеции сильно поднимется. «Ла Фениче» располагается в одном из самых низких мест Венеции (по сравнению с уровнем воды), к тому же омывается каналами с нескольких сторон. Работа театра зависит от приливов и отливов воды. Кроме того, зрителям рекомендуется надевать сапоги, чтобы не промочить ноги по пути в театр, а также следить за уровнем воды с помощью специальных приложений на мобильном. А что касается формы одежды - приветствуются вечерние платья для женщин и классические костюмы для мужчин. <
..........>
Картину на стене в буфете теперь уже узнала - это Манин, пламенный борец за независимость, о площади его имени я рассказывала недавно. По помещениям я прошлась из чистого любопытства.
Принцип итальянского буфета мне не подошел, когда надо сначала поглазеть на то, что предлагается у стойки бара, потом, в другом углу отстоять очередь в кассу, запомнив, чего хочется, а потом, с чеком, отстоять очередь к стойке бара и получить заказанное. Что я, бутербродов с лососиной не ела?
Часы на потолке я заметила не сразу, но мысль разместить их там, видимые в том числе и артистам, показалась интересной.
"Первой заполнилась галерка, затем партер и, наконец, - три ряда лож.Люстры медленно гасли, в зале темнело, и напряженное предвкушение нарастало - вот-вот появится дирижер и спектакль продолжится. Понемногу гул голoсов затих, музыканты, перестав наконец ерзать и переговариваться, застыли на своих местах, и полнейшая тишина обозначила всеобщую готовность к третьему - и последнему - действию."
Донна Леон Смерть в Ла Фениче Когда я брала билеты, мне было совершенно все равно, что будут давать, цель была прочувствовать атмосферу в опере. К сожалению, в итальянском Ла Фениче давали
Вагнеровского Таннгеизера.
«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg) - пятая по счёту опера Рихарда Вагнера. Романтическая опера в трёх актах на сюжет легенды о Тангейзере. Либретто Рихарда Вагнера по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана «Состязание певцов» и новеллы о Тангейзере Л. Тика.
Место и время действия: Вартбург, Тюрингия, XIII век. (важно) Продолжительность около 3 ч. 45 мин.
В апреле 1842 г. Вагнер возвратился из Парижа в Дрезден. Это путешествие было богато впечатлениями, в том числе он увидел Вартбургский замок. Летом того же года он начал набросок сценария новой оперы «Грот Венеры», а 4 июля следующего года либретто было полностью закончено. В сюжете оперы были объединены несколько самостоятельных немецких легенд (о гроте Венеры, состязании певцов и святой Елизавете). В апреле 1845 г. Вагнер завершил партитуру и дал опере то название, под которым она теперь известна.
По инициативе княгини Меттерних 16 марта 1861 г состоялась премьера оперы в Париже (во французском переводе). Вагнер согласился ввести в первый акт балет, привычный для французской публики. Кроме того, была расширена сцена Тангейзера и Венеры в первом акте и сокращено состязание певцов во втором. Поздняя парижская редакция несёт на себе отпечатки тристановского стиля, которые не всегда согласуются с оперой в целом, Вагнер сам это понимал. Тем не менее, эта редакция исполняется едва ли намного реже дрезденской; иногда опера идёт в смешанной редакции.
Действующие лица:
Герман (Herrman), ландграф Тюрингии (бас)
Тангейзер, Генрих фон Офтердинген (Tannhäuser, Heinrich von Ofterdingen) (тенор)
Елизавета (Elisabeth), племянница ландграфа (сопрано)
Первый акт. Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о Земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на Землю. Его не пугают возможные тяготы - вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывает Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.
Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Молодой пастух приветствует весну. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Пастух просит помолиться и за него. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах. Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться. Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания. Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.
Click to view
Второй акт. Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером стоящий в глубине Вольфрам понимает, что не может надеяться на взаимность Елизаветы, потому что её сердце отдано Тангейзеру. (Замок ландграфа - это то, что представлено белыми колоннами, если кто не понял))
В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания - участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы. Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь - преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла. Вальтер фон дер Фогельвейде опять прославляет добродетель и источник любви, который теряет волшебную силу, если приложить к нему губы (в парижской редакции выступление Вальтера отсутствует). Тангейзер говорит, что можно питать почтение к далёким звёздам, но не стоит отказываться и от чувственного наслаждения тем, что находится рядом. Битерольф готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и в запале говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал. От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от Папы.
Click to view
Третий акт. Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о смерти, чтобы просить самого Бога о милости для Тангейзера. Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.
Появляется Тангейзер, в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости Папы, который сказал, что такой грех так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох.
Click to view
После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры. Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках Папы расцвёл сухой посох. Все славят милость Творца.
Click to view
Если резюмировать, то театр - великолепен. И Вагнер, да еще в такой постановке - это позорище для этой сцены.
Жаль сидела далековато - в первом ряду поссорились по окончания два колоритных итальянцы продвинутого возраста и очень богемного вида. Растаскивали их жены и сотрудники театра. Руками, ногами и на повышенных тонах один доказывал, что вся эта постановка - полное дерьмо, а другой нервно оправдывался (видимо таки постановщик). Хотелось рукоплескать первому и закидать яблоками второго. За то, что сделал из Елизаветы жертву изнасилования, за то, что певческое соревнование (бедный Вальтер фон Фогельвайде) превратил в сцену пыток бойцов ИГИЛ, за то, что вывалял всех в прямом смысле в грязи (землей посыпали сцену добротно, чтобы увазюкался каждый), за то, что гости во втором акте вползали на праздник на карачках и еще очень за многое.
Для восстановления душевного равновесия прошлась по тихой и уснувшей уже площади. Собор ночью показался трогательно завернутым в кружево, как испанская невеста.
Венеция спала и все равно ей было, как себя чувствуют люди, устало бредущие по тихим улицам.
Click to view